Текст: Александра Дьякова, Виктория Груздис
Фото: Мария Ниязова
ЛИЕН:
Из оффлайна в онлайн
Истории саратовских предпринимателей
Дмитрий Конычев
Директор Лицея-интерната естественных наук, lien.ru
Многие образовательные технологии уже давно ушли в сеть, но массовым явлением полностью дистанционные школы не стали. Ключевой момент, который влияет на такой формат обучения – мотивация участников процесса. Если говорить об учителях, то все более-менее понятно. Под вопросом мотивация детей. Даже в живом процессе обучения она разная. Пару лет назад ЛИЕН запустил проект для нескольких школ Саратовской области. Это было похоже на массовое дистанционное обучение по профильным для лицея предметам: дети оставались после уроков, а педагоги вели для них дополнительные занятия онлайн.

«Этот опыт нам очень пригодился, когда началась пандемия», – вспоминает Дмитрий Викторович. «Пришло понимание, что с началом четверти школы ждет нечто невообразимое с точки зрения обычной жизни. Поэтому весенние каникулы стали для нас временем, которое изменило ЛИЕН». Те несколько учителей, которые уже были вовлечены в дистант, взяли на себя роль «проводников» для остальных педагогов. Начиная с конца марта несколько десятков учителей ЛИЕН, по-разному включенных в сетевые миры, учили других работе онлайн. За две недели лицею удалось сформировать цифровой штаб. 30 школьных компьютеров отправились домой к педагогам.

Параллельно было собрано ядро информационщиков. У ЛИЕН мощная служба – четыре IT-специалиста помимо учителей информатики. За период пандемии вложения лицея в цифру, компьютеры, серверы полностью оправдались. Четвертую четверть ЛИЕН встретил подготовленным: с обученными педагогами и платформой Microsoft Teams для полноценного дистанта.
Когда все были в панике и хватались за головы, лицей уже выстроил четкое расписание. С 29 марта по 4 апреля во всех школах просто продлили каникулы, ЛИЕН же запустил занятия. За 9 недель дистанционного обучения не пропало ни одного урока, вели по 220 часов в неделю. Даже если где-то был сбой, на помощь приходили айтишники, а завучи следили за ходом каждого занятия. Это была полноценная передача знаний и общение, а не просто задания в электронном дневнике. Для одиннадцатиклассников пары продолжались до конца июня – по 40 в неделю.

«В дистант сотрудники лицея вложили все – душу, силы, личные ресурсы, – добавляет Дмитрий Викторович. – Мы построили дом, вокруг которого бушует ураган. Дом прочный и комфортный, но жить в нем долго невозможно. Так же и с дистанционкой: полностью перевести на нее массовую школу можно, но с потерями по обучению. Это приведет к изменениям во всем, что касается образования, вплоть до ФГОСов. Однако за карантин лицей получил большой опыт. Первое: мы поняли, что готовы ко всему. Если придет еще одна волна, мы встретим ее во всеоружии. Второе: наша программа Teams интегрируется в обычный учебный процесс и расширит его возможности. Она подходит для консультаций, презентаций, тестов. Третье: теперь у нас отработан механизм непрекращающегося образования даже для сезонных карантинов».

Учебные заведения впервые столкнулись со сжатым по времени вызовом, который ребром поставил вопрос о смысле обучения. В частности, о том, как и для чего учить детей. По мнению Дмитрия Коннычева, школа, которую мы знаем, перестает существовать. Впереди маячат десятилетия трансформации, но главное, что удалось понять – за пандемию принцип образовательного процесса изменился. И всем нужно идти в ногу со временем.