ПОД ЗНАКОМ ТРЕВОГИ
«Транзит Луны активирует творческие процессы. Смело берись за дела — разбери гардероб, выйди на пробежку, брось курить». Такие персональные консультации мне дает цифровой астролог — американское приложение Co-Star. Благодаря сервису я узнаю, что Луна в Весах виновата в моей нерешительности, а Уран в Козероге заставляет меня бунтовать против сложившихся устоев.
Я верю Co-Star так же, как личностному тесту Майерс-Бриггс, которым пользуются HR-менеджеры, или соционическому тесту, который делит людей на «Достоевских» и «Гамлетов».
Здравый смысл подсказывает, что люди — не персонажи игры Sims, и их характеры уникальны. Но в то же время, когда я читаю о Весах или сенсорно-этических интровертах, я узнаю себя.
Такую точку зрения разделяют многие мои ровесники — миллениалы, которые родились в период с 1981 по 1996 годы. Они следят за астрологическими прог- нозами в приложениях, покупают кристаллы розового кварца, учатся гадать на картах Таро, развивают интуицию на онлайн-курсах и принимают аяуаску — напиток с галлюциногенным эффектом, который употребляют в ходе шаманского ритуала (!).
В то же время миллениалы верят в доказательную медицину, критикуют
антипрививочников, признают факт климатических изменений и проявляют политическую осознанность. Как можно одновременно бороться с загрязнением воздуха и верить, что существуют воздушные знаки Зодиака?
Парадоксально, но астрология и повышенная осведомленность тесно взаимосвязаны. Британские и американские миллениалы чаще, чем представители других поколений, ощущают повышенную тревожность и страдают от депрессии. Если бы в России проводили такие исследования, результаты, вероятно, были бы такими же. Молодые россияне все чаще обращаются к психотерапевтам, принимают антидепрессанты и занимаются духовными исканиями.
На это есть свои причины. Из-за соцсетей мы постоянно включены в рабочий процесс и погружены в непрерывную конкурентную борьбу, что приводит к быстрому выгоранию. Мы с ужасом наблюдаем за политическими процессами и с тревогой следим за новостями о глобальном потеплении. Церковь, семья, рабочий коллектив — привычные сообщества больше не отвечают нашим запросам, так что опору приходится искать за их пределами.
Неудивительно, что в условиях растущей неопределенности люди обращаются к магическим кристаллам и доверяют цифровым астрологам. Ожидание приближающейся катастрофы всегда порождало бум эзотерических практик.
АСТРОМАРКЕТИНГ
Разница только в том, что в 2010-е оккультизм научились красиво «упаковывать». Миллениалы не пойдут к стереотипной гадалке, которая «избавляет от венца безбрачия», и не закажут волшебный амулет у «потомственной ведуньи». Намного приятнее почитать прогнозы в приложении с красивым дизайном или купить чакра-сет из аметиста и хрусталя в популярном магазине.
По данным The New York Times, мировой рынок мистических услуг оценивают в $ 2 млрд. И это только сервисы — сюда не относятся кристаллы, свечи, украше- ния, косметика и тысячи других эзотерических товаров.
Астрологическое приложение Co-Star весной привлекло $ 5 млн от венчурных инвесторов. Гвинет Пэлтроу построила на тяге американок к духовности целую империю. Ее компания Goop продает билеты на мастер-классы за $ 5600, а также торгует поющими чашами и спреями от энергетических вампиров.
На тренд отреагировали и российские интернет-магазины. Например, QUARZ и Atmosphere Home продают минералы причудливых форм и размеров. Цены варьируются от 150 р. до 10 тыс. р. Популярные Instagram-блоги и Telegram- каналы, которые составляют астрологические прогнозы, регулярно размещают рекламные посты, причем от брендов, которые не имеют никакого отношения к эзотерике.
Благодаря грамотному брендированию, мистические товары и услуги превращаются в привлекательный продукт, которым хочется обладать, даже если вы не верите в магическую силу аметистов и благовоний для чистки кармы. Звезды благоприятствуют капитализму, и рынок процветает.