— Хорошо, тогда «заграница нам поможет». Были ли среди зарубежных исследований такие, которые кардинально поменяли наше видение потребителя?
— Все же нейромаркетинг — это что-то очень узкое, здесь, скорее, надо говорить о нейроэкономике. В 2017 году Нобелевскую премию получил Ричард Тейлер, который открыл такое понятие, как наджинг. Nudge — это подталкивание. Есть несколько основных управленческих подходов с точки зрения биологии: мы можем изменить внутренние факторы, и тем самым манипулировать людьми. Например, повышать уровень образования и формировать их представления о мире. Или изменить внешние факторы, создать такую ситуацию, когда человек принимает желаемое решение, сам этого не понимая.
Существует понятие асимметричного паттернализма — это как раз, когда мы меняем среду внешне и подводим к решению. Есть либертарианский паттернализм, более этичный, — он полагает, что человеку нужно оставить право сказать: «Я не хочу». На основе этого и появилось понятие «надж», которое выдвинул Тейлер.
Во многих странах Европы распространена практика донорства, если смерть наступила в результате несчастного случая. Обратили внимание, что есть ряд стран, где очень высокий процент согласия участвовать в таких программах, в то время, как есть государства, где такие программы находят меньшую поддержку. Ученые начали разбираться в этом вопросе и обнаружили разницу в составлении форм, которые предлагаются для подписи. В странах с меньшим процентом согласия в форме, чтобы согласиться участвовать в программе, надо было поставить крестик. А дефолтной опцией был отказ. В странах с высоким процентом согласия — дефолтной опцией было согласие. Чтобы отказаться, надо было поставить галочку. Где-то для того, чтобы сделать доброе дело, так или иначе приходилось принимать решение, ставить галочку. А где-то это уже было решено за нас.
Еще более простой пример, который приводят коллеги на лекциях, — проблема чрезмерного употребления соли в Латинской Америке. Чтобы как-то бороться с этим, в ресторанах убрали солонки со столов. Ты можешь попросить соль, никто не запрещает, но для этого надо предпринять усилие. Такая, казалось бы, незначительная вещь привела к заметным результатам. Это и есть наджинг — этичное подталкивание. Надеюсь, и в России он появится.