«Менее уродливо,
чем есть сейчас»
Новый проект брендинга Саратова
«Люблю бывать в Саратове», пчелочеловек Волжик, разноцветные «Огни Поволжья» – вариантов городского логотипа за последнее время было много, но все они не выдерживали критику ни профессионального сообщества, ни жителей Саратова. Логотип Артемия Лебедева, со вписанным в него ключом, разлетелся на мемы, «Огни» с буквой «С» в качестве заглавного символа превратились в «Согни Поволжье», а Волжик оказался персонажем откуда-то из 2000-х. Можно вспомнить и «Солнечный медиатор», и монументальную надпись «Саратов», и разноцветные кляксы, паттерн из которых стал официальным оформлением Дня города.
Были и положительные примеры, связанные с рефлексией саратовских дизайнеров на тему родного города. Объединение «Артель Свиристель» выпустило сувениры со словами «Волга-матушка» и «Глушь», мануфактура «Волга-река» придумала слоган «Волга – мое море» и печатала его на продукции.

Однако эти примеры не относятся к брендингу Саратова, то есть не являются законченной визуальной концепцией, которая бы решала какие-либо проблемы города по самопрезентации, навигации и единому оформлению происходящих событий.

Свой проект брендинга города представил саратовский дизайнер Эрик Шевченко. Разработанная им система содержит логотип, несколько вариантов паттерна – то есть фона для любой печатной продукции, шрифт и более 40 вариантов применения фирменного стиля на разных носителях: от билбордов и путеводителей до футболок, бейсболок, сумок. О том, что это концепция «на все случаи жизни в Саратове», говорят несколько забавных вариантов применения – оклейка «Смузишной», медицинская маска, даже дизайн маникюра. Все предусмотрено!
Логотип имеет достаточно простую форму, но на самом деле состоит из трех элементов. Верхняя часть своеобразной «кувшинки» – повторение формы моста через Волгу, нижняя – заостренный край герба, голубой цвет, заполняющий половину логотипа – сама река. Надпись «Саратов» прилегает к основному символу и составляет вместе с ним гармоничную пару, в которой видна устойчивость и вместе с тем динамика.

Основных цветов для паттерна – пять. Приглушенные красный, желтый, голубой, зеленый и темно-синий. Они сочетаются между собой: система выглядит достаточно жизнерадостно, но не кислотно-пугающе, как это было с «кляксами Дня города».
Какой посыл несет этот проект? Завесить город разноцветными плакатами, поставить архитектурную форму на набережной и напечатать открытки? По словам Эрика Шевченко, его главным стремлением было «показать, что городское пространство в Саратове может быть чуть менее уродливо, чем оно есть сейчас». Что восприятие города зависит не только от того, что пишут про него в интернете.

Однако опережая предсказуемые комментарии саратовцев, автор концепции замечает: «Да, у нас есть куча других проблем: разваливаются дома, вода из крана желтого цвета, дороги прискорбного качества, лопаются трубы и проваливаются крыши. И плохой дизайн. Чинить дороги и ремонтировать трубы я не умею, с крышами тоже справлюсь так себе. А вот сделать для места, в котором живу, достойный фирменный стиль – могу. И за два месяца сделал. Да, он может быть не идеален, я даже буду разочарован, если коллеги не укажут мне на какие-то недостатки. Но он есть, и он гораздо лучше, чем то, что мы видим каждый год во время официальных городских мероприятий».
Доживет ли новая концепция до официального «релиза», увидим ли мы ее в действии? Вопрос открытый. Самому автору кажется преждевременным применять то, что он создал, здесь и сейчас. Для начала нужны положительные сдвиги в самом устройстве Саратова, комплексный подход. «Вместе с ремонтом домов, качественными дорогами и надежным ЖКХ придет и хороший дизайн. Главное не перепутать, в каком порядке это все должно появляться», – считает дизайнер.

Подробно посмотреть фирменный стиль Саратова, который представил Эрик Шевченко, можно на его сайте.