Наша прошлая беседа состоялась в середине лета: в тот момент карантинное окно приоткрылось, запустились летние веранды, но что нас ждет дальше, совершенно не было ясно. Сейчас, спустя полгода, мы в похожей ситуации: запреты то вводят, то отменяют, и стабильностью пока не пахнет. Как ресторанный бизнес чувствует себя сегодня?
Полгода назад я радовалась открытию веранд, в глубине души надеялась, что второй волны не будет, и жизнь вернется к обычному ритму. К сожалению, эти надежды не оправдались. Мы все видим цифры заболеваемости; я сама отхожу после перенесенного коронавируса. Пандемия стала новой реальностью, которая накладывает свой отпечаток на поведение людей. Кто-то боится и предпочитает вести отшельнический образ жизни, кто-то категорически не хочет принимать рекомендованные Роспотребнадзором правила и протестует против ношения масок. Все это подогревается активным давлением СМИ, которые, чтобы призвать людей к сознательности, часто перегибают палку и занимаются запугиванием и травлей. Естественно, этот общий фон не может не сказаться на нашей работе. Откровенно скажу, в последние месяцы она проходит в режиме «военного времени». Но я считаю, что жизнь нельзя поставить на «паузу». Несмотря на все происходящее, она по-прежнему прекрасна! В ней есть место маленьким радостям, вечерам в кругу близких, вкусной еде, интересным мероприятиям. С соблюдением мер безопасности, конечно.
Доставка из ресторанов не закрывает потребности в маленьких радостях?
Сервис доставки начал активно развиваться в пандемию и стал некой подушкой безопасности для общепита, которая удержала бизнес от полного краха. Но заказать еду на дом и сходить в ресторан – абсолютно разные вещи. Как клиент вы не получите тот главный ингредиент, который влияет на ваше впечатление, – атмосферу. У кофейни, кафе, паба, ресторана своя эстетика, подача, своя манера общения официантов с гостями. Поужинать дома блюдами из кафе не равно посетить это кафе, как бы мы себя ни убеждали в обратном.
В этой сложной ситуации вы открываете «Квартиру, 98». Не было мыслей повременить с запуском, отложить на более спокойные времена?
Ни в коем случае! Кризис – то время, когда все твои внутренние резервы активизируются, и ты работаешь на максимуме. Опустить руки – значит остаться на обочине. Очень сложно будет потом нагнать тех, кто не пошел на поводу у обстоятельств. Кстати, первую кофейню мы открыли в 2008 году, когда ситуация тоже была, мягко говоря, не самой благополучной. И опыт показал: мы все сделали правильно.
До настоящего момента все твои проекты развивались под брендом Coupe. Почему «Квартира» не встроена в сеть и существует под своей вывеской?
Мне всегда хотелось попробовать что-то новое, и тут очень кстати случилось мое знакомство с винной культурой. Тема настолько меня захватила, что захотелось этой страстью поделиться. Собственно, когда-то с кофе было точно так же: я поняла, что значит пить кофе, побывав в одной из старейших кофеен Италии, и первое Coupe было создано под влиянием той поездки.