«Реальность такова, что мир никогда не будет прежним после коронавируса», – это заявление легендарного дипломата Генри Киссинджера мало кто готов оспорить. Пандемия заставила нас пересмотреть многое: от личных привычек до принципов работы производственных и экономических систем. Какой будет мода в мире, победившем COVID-19? Разбираемся вместе с Еленой Бессоновой, fashion-экспертом, персональным стилистом Ксении Собчак.
О том, что мода должна стать более ответственной и социальной, говорили давно. COVID-19 только ускорил процесс трансформации. Когда вокруг гибнут люди, врачи не справляются с наплывом заболевших, когда человечество целиком встало на грань катастрофы, мы начинаем задумываться о глобальных вещах, о том, что на самом деле важно. Символичным для модного мира стал итальянский Vogue, который в апреле вышел с белой обложкой – это начало новой истории, которую только предстоит написать.
БОЛЬШЕ НЕ НУЖНО
Если мы посмотрим на фото наших бабушек, сделанных во время переезда или путешествий, то легко сможем оценить, насколько меньше вещей у них было. С появлением масс-маркета одежды в среднем стало в 4-5 раз больше. Instagram тоже вносит свой вклад, упрощая процесс выхода бренда на рынок: теперь не нужно искать ритейлера, снимать помещение, вкладывать огромные бюджеты в продвижение. В результате брендов-однодневок появляется огромное количество. При этом, по данным «Гринпис», около 40% купленной одежды остается не распакованной, а 80% выбрасывается в первый год покупки. Эти цифры шокируют любого здравомыслящего человека, и в какой-то момент и покупатели, и производители задумались об экологичном потреблении. Не случайно словом 2019 года стало sustainability – «устойчивость». Бренды переходят на «зеленые» рельсы, заменяя искусственные красители натуральными, синтетические ткани – органическими, отказываясь от упаковки вещей в пластиковые пакеты и применяя многие другие шаги, которые снижают воздействие текстильных производств на окружающую среду.
Потребители начинают более осознанно подходить к процессу покупки вещей. Появился термин Cost Per Wear (CPW), который позволяет оценить реальную стоимость вещи в зависимости от количества раз, которые ее надевали. Получается, что одежда, купленная по цене двух билетов в кино и кажущаяся нам выгодной покупкой, по показателю CPW проигрывает качественной, но дорогой вещи. Это позволяет более трезво взглянуть на свой гардероб и не захламлять его.