Один мой приятель работает в сумасшедшем доме. Нет, я понимаю, что так про свою работу говорят практически все, чьи повседневные будни хоть как-то отличаются от жизни беспозвоночных моллюсков, но с моим приятелем все буквально: он действительно заведует лечебной частью в одной из психиатрических больниц региона. И он мне рассказывает, что в этом году из-за пандемии и прочих неприятностей практически не было лета. Весеннее обострение сразу сменилось осенним, минуя какое бы то ни было затишье. Люди стали больше бояться, беспокоиться, злиться, а следовательно, балансировать на грани безумия. Появилась необходимость прикладывать какие-то усилия, чтобы сохранить остатки рассудка, спокойствия и вменяемости. Булгаковский профессор советовал своему ассистенту не читать до обеда советских газет, а я возьму на себя смелость дополнить: если есть возможность выбрать между современной музыкой и старой, выбирайте что подревнее.
Тут надо сразу оговориться: я не люблю людей с ретроспективным или ностальгическим мышлением. Я предпочитаю, когда люди глядят в будущее, не начинают бесконечно мусолить, например, то, какую страну мы потеряли, неважно, что имеется в виду: ведическая Русь, хруст французской булки, безинтернетное детство с пломбиром за двенадцать копеек.
Я даже не возьмусь утверждать, что новая музыка хуже прежней. Недавно моя мама зачем-то переключила радиоприемник в машине со своей ретро-радиостанции на современную, послушала час актуальных композиций и сказала, что не понимает, где заканчивается одна песня и начинается другая. Я признался, что, когда слушаю современные для нее отечественные ВИА, то тоже их не различаю: все советские ВИА практически одинаковые, кроме, пожалуй, гениальных «Песняров». Собственно, мама уже и сама их путала, потому что музыканты мигрировали туда-сюда, и не всегда было понятно, какой именно коллектив стоит на сцене. Для любителей западной старины напомню повальное стремление европейских групп 60-х годов повторить успех «The Beatles», окучивая ниву стиля «мерси-бит». Каждый временной период, каждая эпоха несет свой собственный набор стереотипов. Новая музыка в исторической перспективе не хуже и не лучше. Просто она меньше способствует сохранению психического здоровья.
Музыка сегодня стремительно и необратимо меняется, мутирует ее «движок», изначальный алгоритм, который обусловливает наиболее популярные тенденции. Это не козни мирового правительства, а отражение изменения воззрений человечества на мир, поданный через звучание. Например, пресловутое клиповое мышление сказывается на восприятии не только картинки, но и звука. Мелодия заменяется хуком, то есть выигрышный фрагмент становится важнее цельности. Гармония, рифф и аранжировка сдают позиции ритмичности и общей атмосферности звучания.
И ценности меняются. Вот, скажем, опера. Несколько веков всем было понятно, что это удивительно попсовое, напыщенное и неестественное проявление музыкального искусства, раздутое на потребу широким зрительским массам. Но из-за эстрадизации музыки, снижения требований к композиции и аранжировке сейчас оперу воспринимают как часть высокой классики. Далее – джаз. Это же хулиганское, демократичное, не сказать – люмпенское направление музыки. Его и воспринимали так, и считали «пощечиной общественному вкусу» и оскорблением эстетского слуха. А после снижения к нему поголовного интереса джаз стал элитарным жанром, музыкой для избранных. Пожившая на свете попса склонна постепенно обрастать репутацией элитарности на фоне более молодой попсы. Доживем ли мы до высказываний вроде «в лучших традициях великого искусства ганста-репа…»?