Текст: Наталья Косарева
Фото: Мария Ниязова
«Мой бизнес»:
Из оффлайна в онлайн
Истории саратовских предпринимателей
Александр Марченко
Руководитель центра предпринимателя «Мой бизнес» @mybiz64
Всем, что связано с поддержкой и развитием предпринимательства в Саратове и области, центр «Мой бизнес» занимается уже два года. Работа строилась большей частью на живом общении, 80% мероприятий центра проходили офлайн. Когда в городе ввели эпидемиологи-ческие ограничения, руководство было озадачено, но недолго. По словам руководителя центра Александра Марченко, перестроиться удалось почти сразу. «О запрете массовых мероприятий объявили 18 марта, а на 20-е у нас была запланирована встреча с Юлией Алферовой, директором Центра компетенций «Цифровая трансформация бизнеса» Фонда развития цифровой экономики. Она сейчас активно продвигает все, что связано с цифровизацией и помощью МСП, – рассказывает Александр. – Буквально за два дня мы поменяли формат. Как и планировали, разместили Юлию в зале, только не перед аудиторией, а перед видеокамерой. С этого и начался наш плавный переход».

БЫСТРЫЙ СТАРТ

Прогнозов на продолжительность эпидемии не делали, просто подстраивались под ситуацию. Несколько мозговых штурмов хватило команде «Моего бизнеса», чтобы понять, как действовать дальше. Консультации специалистов удалось быстро перевести в онлайн с помощью Skype и мессенджеров Whats App и Viber. На вопросы предпринимателей отвечают также в чате Telegram, директе, Instagram и «ВКонтакте». Кроме этого, центр стал фактически горячей линией по первой информационной помощи для бизнесменов, которым нужно было сориентироваться в ситуации, понять, что делать.

Для онлайн-встреч, тренингов и мастер-классов решили использовать YouTube. «Он нам интересен, потому что люди присоединяются к трансляциям или смотрят их в записи, подписываются на наш канал и дальше следят за обновлениями», – отмечает Александр.

Перебросить обучение в интернет помогла образовательная платформа Сбербанка «Деловая среда», с которой центр сотрудничает с прошлого года. В период карантина «Мой бизнес» совместно с платформой провел антикризисную программу вебинаров. Еще до эпидемии в центре обсуждали запуск программы «Формула малого бизнеса» с участием саратовского бизнес-консультанта Инны Карпухиной. В карантин программа стартовала в онлайн-формате, и была направлена на повышение уровня коммуникации между бизнесом, развитие маркетинга, продаж и бизнес-планирования. Отдельно запустили курс «Таргетированная реклама в Instagram и Facebook» и еще восемь вебинаров о том, как развиваться онлайн. Успешно перешла в виртуальное пространство премия «Делай на 100», которую 15 апреля этого года запустили уже в третий раз: прием заявок, встречи и награждение победителей провели виртуально. Четвертую премию, ее получателей объявят в конце июля, решили сделать специально для предпринимателей из наиболее пострадавших за период пандемии отраслей.

ВОЗМОЖНОСТИ

Так как часть работы все-таки встала, команда центра принялась за создание новых программ для поддержки предпринимателей. Пригодился опыт коллег из Челябинска по помощи бизнесу в выходе на маркетплейсы. «В рамках трехстороннего договора мы нанимаем компанию, которая помогает нашим предпринимателям полностью собрать документы, правильно подготовить товар и выйти на любую из четырех крупнейших российских онлайн-площадок: Ozon, Wildberries, «Беру» или «AliExpress», – объясняет Александр. Вторая программа – «упаковка» франшиз, в работу с которой активно включилась Российская ассоциация франчайзинга. По сути, это создание франчайзингового предложения для конкретного бизнеса вплоть до первых продаж. «Мы готовы профинансировать десять региональных франшиз в этом году. Сейчас будет проходить отбор среди заявившихся, после этого начнется более плотная и интенсивная работа», – говорит Александр.

В проработке у центра еще два направления, которые хотят запустить осенью: софинансирование создания сайтов для бизнеса, что будет актуально независимо от развития ситуации с пандемией, и помощь желающим купить франшизу. Среди планов на сентябрь – большой офлайн-форум «Делай на 100».

ВАУ-ЭФФЕКТ

Сложностей с работой в новом формате у руководства и сотрудников центра не возникло, за исключением одной – изменить собственное восприятие. «У нас достаточно хорошее техническое обеспечение, тут проблем не было. Вопрос был в том, чтобы перенастроить себя, – замечает Александр. – Когда видишь людей в зале, понимаешь свою мотивацию. А когда перед тобой экран, нужно как-то поверить, что сейчас по регистрации зашли 200 человек».

По этой причине непросто пришлось бизнес-тренерам, некоторые из них впервые в жизни провели вебинары с подачи «Моего бизнеса». Но результат всем понравился. По словам Александра, после вебинаров некоторые тренеры говорили: «Вау! Почему я раньше этого не делал!».
ФОКУС НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Наверное, «Мой бизнес» – одна из немногих компаний, которая вышла из кризиса с полным чемоданом позитивного опыта. Первое, что отмечает Александр, больше общения с коллегами из других регионов, как следствие – больше возможностей перенять что-то друг у друга. Кроме того, перевод работы центра в онлайн сделал его услуги доступными для предпринимателей из отдаленных уголков области, которые раньше не могли приехать на форум или получить очную консультацию.

Мероприятия и консультирование онлайн, обучение ведению бизнеса в цифровой среде в центре планируют развивать. «Продажи через онлайн-площадки будут расти каждый день, – уверен Александр. – Если мы не будем рассказывать, как с этим работать, то «просядем» как организация поддержки, и «просядут» наши клиенты, не получив актуальную информацию».

В части эффективности работы в карантин «Мой бизнес» почти не сбавил темпов. «Мы сравнили итоги первого и второго кварталов. Снижение есть, но буквально на 10%. Можно сказать, что это несущественно, – делится Александр. – Наши люди отработали, и тем, кто находился с той стороны экрана, было интересно».

К финалу нашей беседы руководитель центра предпринимателя вспоминает популярный совет психологов о том, что в кризис нужно вкладывать ресурсы в себя, обучаться, и, получив новые знания, использовать их, когда кризис пойдет на спад. «Похоже, наши предприниматели думают также», – улыбается он.