Как вы пришли в фитнес и как он выглядел тогда, 20 лет назад?
Обычно в фитнес попадают из спорта — из гимнастики или легкой атлетики, а я пришла случайно, можно сказать, от безделья. Я приехала из другого города, мне было скучно, и я купила абонемент на шейпинг. Это была любовь с первого взгляда: весело, много людей вокруг — мне был важен сам факт общения. Я всю жизнь занималась музыкой, пела в хоре, была на сцене, поэтому в новом городе мне нужна была какая-то альтернатива тому, к чему я привыкла.
Потом сарафанное радио донесло, что в маленьком арендованном зале открылся фитнес-клуб. Конечно, я сразу отправилась туда. На первом занятии было удивительно — какие-то непонятные тогда степ-платформы. Но мои родители — спортсмены, а я музыкант, так что всё в генетике уже заложено, и я быстро стала схватывать.
В следующем фитнес-клубе меня заметили, обратили внимание на хорошую координацию и предложили работать тренером. Позже, как только в городе
появилась такая возможность, я прошла первое сертифицированное обучение. С этого момента началось бесчисленное количество моих повышений квалификации, которые не заканчиваются и сегодня. А потом открылся «ФизКульт» — первый крупный сетевой клуб в Энгельсе, и это было целое событие. Все фитнес- центры представляли из себя полуподвальные или квартирные помещения, а тут — целый комплекс. Сначала я пришла сюда как клиентка, но вскоре пере- шла в тренеры, коим я уже 10 лет и являюсь.
Какими навыками должен обладать тренер сегодня? Это сильно отличается от той картины, которую вы видели в начале своего пути?
Сильно. Аэробика тогда, например, выглядела как некий микс из всего на свете: разминка, степ-аэробика, силовая тренировка, растяжка — все это надо было уместить в час-полтора. Никакого разделения на стретчинг или силовой класс, как сейчас, не было. Внимания деталям тоже не уделялось.
Задача была — просто развеселить людей, более сложных задач не ставилось. Образ жизни изменился, в последние десятилетия мы все время сидим: на работе, в автомобиле, в офисе. Тогда движения было больше, и тренерам надо было только дать эмоции, а сегодня клиенты приходят за здоровьем — в этом разница. Но, чтобы дать здоровье, тренер должен обладать огромной базой знаний.
А что еще изменилось в клиентских потребностях?
Стало больше осознанности. Буквально два-три года назад запрос людей, которые приходили в тренажерный зал, был примерно одинаковый: «Хочу бицепс/ ягодицы/пресс». Сейчас подход иной, я это очень отчетливо вижу по своим клиентам. Конечно, тонкую талию и бицепс по-прежнему хотят, но в приоритете — здоровье. А красивая фигура — это уже приятный бонус.
Как вы сами учитываете это в своих тренировках? За последние годы подход поменялся?
Я сама очень выносливая, и раньше мне казалось, что все должны быть такими. Основной моей целью было «убить» клиента, чтобы он выполз с тренировки и сказал: «Как классно позанимались! Теперь можно просто полежать». Сейчас, конечно, подход совершенно другой. Я даю нагрузку, адекватную физическому состоянию клиента, чтобы он мог с тренировки вылететь и еще целый день порхать и работать, а под вечер остались бы силы на семью. Кроме того, я должна не просто потренировать в этот конкретный час Я всегда говорю клиентам: мы с вами встречаемся 2−3 раза в неделю, а в неделе — 168 часов.
Моя задача — научить правильно «двигаться» в течение всего дня: нормально спать, питаться, проявлять любовь к движению.