«Девяностые» сейчас – тема беспрестанных боев и крестовых походов. Каждый их запомнил по-своему, такое впечатление, что нация находилась в разных измерениях. У меня студенты моей юности остались в памяти как запойные (во всех смыслах этого слова) эстеты, жадные до поэзии, музыки, впечатлений и эмоций. Считала эта раса себя законченными индивидуалистами, но упорно пыталась собираться в большие стаи. И очень переживала, когда группировки распадались. Бедность провоцировала уход от реальности, загулы и творческие поиски. «Представляешь, фольклорной экспедиции в день выдают восемнадцать рублей! Это же можно каждый день пить! Если не есть!»
«Нулевые» приводили в вуз людей, с которыми лично мне было приятно разговаривать на равных. Это равенство отчасти может служить объяснением того, что большинство из них были крайними нонконформистами и спорщиками. С некоторыми курсами у меня даже были ссоры на несколько месяцев. При этом именно среди них попадались самые невероятные заучки, с которыми только доводилось сталкиваться: «Мы очередь на экзамен приходили занимать к семи утра и ругались из-за нее, как будто это хвост за колбасой. Мне как-то надоело быть в конце очереди, я психанула и пришла примерно в 7:30, может, чуть попозже. Была девятая или одиннадцатая. После этого больше не пыталась».
А что касается сегодняшних, то они очень обаятельные и интересные. Замечаю за ними несколько особенностей, которыми с удовольствием поделюсь. Во-первых, цифровизация, информационный бум и какие-то неведомые биологические циклы повлияли на изменение баланса в коммуникации. Впервые на моей памяти интроверты в вузах составляют абсолютное большинство. Культ личных границ превратил каждого из них в Робинзона, плотно обосновавшегося в собственной изолированной галактике. В общем, они почти не собираются вместе. Они общаются в основном сообщениями, но в большинстве своем не имеют внятного представления о письменной речи, ибо ориентированы на устную. Но и тут есть сложности: именно этот микропоколение напоминает очередь к логопеду. Их дикция несет в себе магическую ауру неопределенности и таинственности. Кстати, в песнях молодых поп-артистов очень непросто разобрать конкретные слова не только потому, что это помогает скрыть банальность (когда поп-музыка не была банальной?). Поп-певец является зеркалом своей аудитории и при этом образцом для подражания. Взяв распространенную черту, массовая культура превратила ее в «фишку».