Текст: Элина Халилова
Фото: Максим Цитцер
«От содеянного мною никогда не отрекусь»
«Жаворонок, или Жанна д'Арк» в ТЮЗе
Мюзикл «Жаворонок, или Жанна д'Арк», основанный на пьесе Жана Ануя, – качественно новое произведение для репертуара Саратовского ТЮЗа. «Самое ужасное в истории Жанны д'Арк – то, что она актуальна теми проблемами, которые спрятаны внутри текста и внутри нас», – прокомментировал новую постановку режиссер Александр Созонов. Всего за 4 месяца (от задумки до премьеры) творческому коллективу удалось создать высокотехническую постановку: синтез всех сценических видов искусства, который фактически перекроил жанр мюзикла.
Жанна д'Арк в этом спектакле – это не просто реконструируемый исторический персонаж, героиня Столетней войны между Англией и Францией, а носитель главного режиссерского замысла: «Что такое моя личная ответственность?» На первый план выступает не политический контекст, а гуманистический посыл: «В мире столько несправедливости, что женщины вынуждены решать проблемы за нас, мужчин, восстанавливать баланс – и это вопрос не внутри политики, а внутри социума».

Выбрав нетипичную форму изложения, Александр Созонов и композитор Евгений Кубынин создали настоящий «музыкальный блокбастер». Он не следует канонам постановки мюзиклов, а скорее включает в себя множество музыкальных и хореографических интерполяций, представляющих в итоге композиционную целостность. Все музыкальные партии писались под конкретных актеров, учитывая их представления о собственных персонажах и музыкальные данные. Так что «Жаворонок, или Жанна д'Арк» – прекрасный пример того, что «современное искусство – это слаженное взаимодействие».
История Жанны д'Арк же представлена не просто как повествование о национальной героине и полководце, но, скорее, как личная трагедия женщины
Во многом в спектакле чувствуется использование приемов из мира кино. Например, для построения мизансцены в спектакле часто применяется двойная экспозиция, которая рождает на сцене два конкурирующих центра. На полупрозрачный занавес проецируется сцена, происходящая на первом плане, в то время как где-то в глубине разворачивается параллельный сюжет. Этот художественный прием подчеркивает диссонанс между событиями, когда, например, во время ожесточенной батальной сцены на заднем плане, король Франции (а точнее того, что от нее осталось) Карл обедает со своим политическим противником графом Варвиком. Режиссер сталкивает приземленный мир войны со светским миром политических игр, показывая общую напряженность происходящего.

История Жанны д'Арк же представлена не просто как повествование о национальной героине и полководце, но, скорее, как личная трагедия женщины, считающей своим единственным долгом отстаивать правду. События постановки начинаются с момента, когда дева Жанна предстает перед судом святой инквизиции, попав в плен к сторонникам англичан. И ее рассказ о своей прошлой жизни и есть основная часть происходящего в дальнейшем на сцене. Через флешбэки и символические образы зрители понимают, как же вышло, что в конце концов защитница Франции оказалась покинутой и преданной теми, за кого она храбро сражалась. Будучи еще маленькой девочкой, сидя под Древом Фей, она услышала голоса и обращение Михаила-архангела, велевших ей «идти спасать французскую державу от великой опасности». Но даже ее семья не поверила ей, отвернулась от нее, и ярким воплощением этого чувства отверженности становится срубленное отцом Жанны Древо Фей и водруженный вместо него католический крест. Но несмотря на охватывающий девушку страх перед будущим и собственным местом в нем, она поступала «так, словно бы не боялась» и выполняла свое предназначение. И даже перед судом инквизиции стойкая дева-воительница не боится принять мученичество: «От содеянного мною никогда не отрекусь».
«Жаворонок, или Жанна д'Арк» не зря поставлена на сцене Театра юного зрителя, ведь несмотря на непростое сюжетное повествование и вечное противоборство, в первую очередь она обращена к детям. И в финале постановки режиссер, изящно используя постмодернистскую игру со временем, переворачивает все происходящее и неожиданно обращается к современности, где есть и McDonald's, и тематический парк в стиле Средневековья, и экскурсовод, рассказывающая об истории и противоречивости Жанны д'Арк. Постановка Александра Созонова – это «сложная история, которая рассказана просто и находчиво», именно «тот спектакль, который после пандемии должен дать новое ощущение жизни».