Текст: Мария Карманова
Отпуск на два дня
5 направлений для путешествий в выходные
Мы любим путешествия за возможность окунуться в другую культуру, переместиться во времени и открыть что-то новое в себе и общее в людях. Так уж вышло, что сегодня – после далеких путешествий по другим странам и континентам – настало время убедиться, что открыть новое можно и совсем рядом. Проект «ЭтноОтпуск на два дня», поддержанный Фондом президентских грантов, рассказывает именно об этом. Специально для World Club его куратор – Мария Карманова – подготовила 5 направлений для путешествий уже в эти выходные.
Немецкие соборы
Поездка по территории бывшей республики немцев Поволжья для внимательного и вдумчивого путешественника – как перемещение в машине времени. Марксовский, Энгельсский, Советский, Ровенский, Красноармейский, Краснокутский, Федоровский районы области меньше 100 лет назад выглядели совсем иначе. Перед выездом из любопытства загуглите карту Республики: другие имена плотно расположенных поселков, в каждом из которых жило по несколько тысяч человек, помогут представить здешний уклад.

Сейчас визуальной опорой для путешественников с фантазией служат в основном развалины немецких храмов: после депортации немцев в 1941 году и эвакуации сюда новых хозяев с южных земель страны остальные приметы немецкого быта в основном стерлись. Но если дополнить поездку по селам Усть-Золиха, Каменка, Липовка, Привольное, Песчаное, Подстепное, Советское и многим другим посещением краеведческого музея в Марксе или Красноармейске, то можно немало узнать о жизни поволжских немцев. В Бальцере (Красноармейске) – о выделке сарпинки, которая сделала богачом известного в Саратове Андрея Бендера, и о производстве знаменитого бальцерского кирпича, который благодаря секрету обжига был красным по длинной стороне и желтым по короткой. А в Марксштадте – о быте колонистов, чьим девизом была мудрость «В работе – смысл жизни».

Завершить путешествие стоит счастливым финалом, который несколько реабилитирует несправедливость истории. Лютеранский храм в селе Зоркино (Цюрих) был восстановлен в 2015 году потомком здешних немцев Карлом Лоором. Внутри по воскресеньям идут службы и расположилась коллекция экспонатов на тему истории села, рядом находится комфортный гостевой дом, а сам храм переносит нас в прошлое Саратова. Кирха поэтому же проекту до 30-х годов XX века стояла по улице Радищева и дополняла шпилем архитектурное многообразие мультикультурного города.
Чувашские села Шняево и Калмантай
Шняево в Базарно-Карабулакском районе было основано в 1692 году на пожалованной чувашам, отличившимся на строительстве кораблей в Нижнем Новгороде, земле. По мере роста общины рядом появлялись и новые чувашские села, например, Белая Горка, где до сих пор сохраняется языческое место поклонения под названием Кереметь. Сегодня поводом для поездки сюда может стать ежегодный фестиваль-праздник земледелия «Акатуй».

А в село Калмантай в Вольском районе стоит поехать ради музея лаптя. И лапти – это только один из экспонатов, который здесь можно увидеть. В селе почти 30 лет работает чувашский центр национальной культуры «Ентеш» («Земляк»), а в местном этнографо-краеведческом музее есть три зала: «Чувашское подворье», «Чувашская изба» и «Краеведение». Ткацкий станок, деревянные ступы, рубила, утюги, вилы, деревянные колеса и другие предметы крестьянского быта в музее можно брать в руки и даже применять в деле. Познакомиться можно с фольклорным ансамблем «Пилеш» («Рябина»), угоститься чувашским праздничным пирогом хуплу, понаблюдать и поучаствовать в проведении чувашских обрядов, научиться плести лапти, наконец. Еще в селе есть Храм иконы Всецарицы и родник-тезка села Калмантай.
Мардовское село Оркино
Историческое мордовское село основано в 1712 году в живописном Петровском районе. И если первое название село получило по имени мордвина Орьки, то второе – Кучугуры (холмы) отлично описывает местный ландшафт. Мордовский культурный центр, Храм Рождества Христова 1844 года постройки, народные промыслы и даже гостевой дом – построить свою культурную программу нетрудно, достаточно в социальных сетях списаться с местными жителями. Увезти из Оркино кроме впечатлений можно грибы, целебные травы и льняную одежду, изготовлением которой здесь занимаются. Поездку удобно планировать вокруг праздников и фестивалей: православного «Свято место» вокруг реконструющегося бывшего монашеского скита «Монашка-Латка» в лесу Оркино или мордовского национального «Шумбрат».
Иргизские монастыри
С начала 18 века заволжские просторы за нынешним Балаково были религиозной вольницей, куда бежали все, кто не находил себе места в традиционном укладе. Старообрядцы-беглопоповцы основывали вдоль Большого Иргиза скиты и слободы, которые в разное время по-разному воспринимались российской властью. К началу 19 века местное население крепко стояло на ногах, а монастыри составляли конкуренцию РПЦ. Закат иргизской вольницы случился в 1826 году, когда после отказа выдавать беглых государственных преступников здесь сначала запретили колокольный звон, затем арестовали священнослужителей, а через 2 года монастыри перевели в единоверие. Два женских были закрыты и разобраны, а три мужских существуют по сей день как православные – в селе Криволучье- Сура Балаковского района, в Пугачеве и селе Монастырское под ним.

А если довериться дороге и доехать до села Щигры Ивантеевского района и притока Малого Иргиза реки Чернавы, то можно познакомиться с легендой о Вавиловом Доле. Разбойник петровских времен Вавила был пойман и ослеплен в местных лесах солдатами, но смог выжить и основал пещерный монастырь. Долгое время скит был тайным, а в начале XX века сюда активно потянулись богомольцы, и в 1914-м возвели церковь в честь Николая Святителя. В 1929 году церковь и входы в пещерный монастырь взорвали, часть иноков и старцев расстреляли на месте. Сегодня на месте церкви часовня, рядом источник, а земля полнится слухами о видениях и необычных явлениях. На обратном пути стоит заехать на Сулакское водохранилище на Большом Иргизе – виды ступенчатого водопада могут многих удивить.
Усадьба А.Н. Минха
Известный историк, краевед, один из учредителей Саратовской Ученой Архивной Комиссии (СУАК), автор четырех томов «Историко-географического словаря Саратовской губернии», который описывал этнографическое разнообразие региона, Александр Минх приобрел усадьбу в селе Полчаниновка в 1874 году. Через два года он начал обустраивать парк, 120-летние деревья которого дожили до наших дней. Усадебный комплекс с парком и прудом, кирпичным домом с мезонином, лиственным лесом и липовыми аллеями вдоль границы бывшего фруктового сада, двумя старинными родниками угадывается сейчас весьма условно. Но тем интереснее отыскать место, где стояла беседка-миловидна возвышенном бугре перед домом, которая привлекала яркостью убранства. Из нее раскрывались дальние и ближние картины «на весь пруд, занимающий пространство более 1 десятины, в 12 десятин фруктовый сад за ним, обсаженный у входа куртиной сосен, и затем с трех сторон – аллеей старых кленов, лип на целую версту, посредине виделась аллея из сирени, в гуще зелени проглядывала белая церковь, а по липовому коридору и сам дом».

Мы знаем все эти подробности благодаря тщательной хронике, которую вел хозяин. Сегодня большинство построек разрушены, на территории усадьбы пасется скот, а на фундаменте церкви выстроен магазин. Впрочем, может быть, именно здесь стоит сделать важные выводы о том, для чего стоит сохранять традиции и память о живших до нас, и о том, какое богатство может подарить изучение мультикультурного наследства, которое есть у каждого из нас.