Текст: Александра Дьякова
ПИКСЕЛИ НА МИЛЛИОН:
В ЧЕМ ЦЕННОСТЬ КРИПТОАРТА
О том, почему NFT-искусство так популярно, как на нем заработать и что ждет нас в реальности Web 3.0, поговорили с фотохудожником Еленой Киндяковой
и художником Максимом Тимофеевым
В изучение криптографии, блокчейн-платформ я погружена с 2017 года, и NFT воспринимаю как еще один кейс возможностей внутри этого мира. В NFT я выпустила свой арт-проект «Некто». В реальном мире проект был представлен в 2019 году в Саратове. Это был перформанс, который заставил зрителей задуматься: что остается от личности, если убрать ее идентифицирующие признаки? У героев проекта лицо и тело были закрыты белой тканью, но мы оставили им свободу выбора пространства для съемки и предметов, которые будут в кадре. Я подготовила фотопроект, фильм, а также всех посетителей мероприятия ждал интерактив с гостями «Некто». Уже после все это я превратила в коллекционный цифровой контент. Это 108 видов токена, где у каждого NFT прописана редкость, уникальность и заложен алгоритм изменения цены после каждой покупки. Сейчас я готовлю новый проект «Она», который буду презентовать в формате NFT-выставки.

Елена Киндякова
Фотохудожник
В криптотеме я с 2018 года, второе высшее получал в Плешке по специализации «Блокчейн-программирование». Показал свои digital-работы друзьям, они отправили мои работы на конкурс. Так я сразу попал на крупную федеральную выставку. Когда прошлой зимой узнал про NFT, был очарован технологией, выложил немного своих работ, но просто продавать на хайпе было неинтересно. На данный момент я верифицирован на Rarible, OpenSea, Digarty и Joys. Принимал участие в благотворительном NFT-аукционе в помощь детям совместно с Forbes и Digarty. Один из моих любимых проектов – «Твои мечты(?)». У него двухчастная структура. Первая – это инсталляция, которая погружает человека в детство, заставляя задуматься, истинны ли его желания или внушены кем-то. Вторая – ASMR-аудиозапись, которая переносит слушателя в детство, заставляет задать себе глубокие вопросы и наконец признатьсяв любви своему внутреннему ребенку. Сейчас на основе инсталляции мы совместно с HI-REAL Production снимаем короткометражный научно-документальный артхаус-фильм, который стал моим режиссерским дебютом: мы провели научный эксперимент и подтвердили положительное влияние записи из инсталляции на психоэмоциональное состояние людей. Полученный контент, конечно, представим в формате NFT. Далее в разработке поместить ее в метавселенную и сделать доступной всем. Помимо digital у меня проходят и физические выставки, последнее время чаще это Лондон и Москва. Из ближайшего – как NFT-художник выставлялся на ПМЭФ-2022.

Максим Тимофеев
Художник
Кадр со съемок
документального
фильма максима
тимофеева
«Твои мечты(?)»
ЧТО ТАКОЕ NFT?
Чтобы заявить о себе в NFT-мире, современный художник Покрас Лампас написал работу в своем фирменном стиле калигрофутуризма на холсте, оцифровал ее и спроецировал произведение на Чиркейскую ГЭС на Северном Кавказе, а затем оцифровал уже саму проекцию. На NFT-площадке Foundation проекция была продана почти за два миллиона рублей в переводе на фиатную валюту (эмитируемую государствами). Смысл перформанса заключался в том, что за подобное произведение цифрового искусства Покрас получил оплату в криптовалюте, на производство которой тратится та самая электроэнергия, производимая на ГЭС. Криптоартом или NFT-искусством называют цифровое искусство, которое можно продавать за криптовалюту с помощью технологии блокчейна: за изображением, музыкой, текстом, гифкой – формат произведения может быть любым – закрепляется токен – виртуальная цифровая единица с определенной стоимостью. Взаимозаменяемые токены можно обменивать – это валюта в криптомире, а невзаимозаменяемые, те самые nonfungibletoken – NFT – являются исключительными. Они используются в качестве подтверждения прав собственности на тот или иной цифровой объект. «Проще говоря, NFT-токен – это ID конкретной работы. По нему можно узнать, когда и по какой цене был продан арт, кто его автор и текущий владелец. Вся эта история фиксируется в блокчейне», – объясняет фотохудожник Елена Киндякова.
НА ЧТО ПОХОЖ ЭТОТ ПРОЦЕСС
В РЕАЛЬНОМ МИРЕ?

На сделку с недвижимостью. После покупки квартиры запись о ней фиксируется в Едином государственном реестре недвижимости. Документ подтверждает, что вы – собственник объекта, и связывает реально существующую квартиру с человеком, который имеет на нее право. Вы можете сдавать объект, отдать в пользование кому-то бесплатно, но владеете им только вы, и это закреплено на бумаге. NFT – это тоже реестровая запись, только в блокчейне. В ней содержится сам цифровой объект, а также указаны его характеристики, сведения о создателе, информация о владельцах и многое другое. Как в случае с недвижимостью документ позволяет доказать свои права на жилье, так и в случае с арт-объектом запись в блокчейне фиксирует авторство, а потом и принадлежность работы владельцу.
МОЖНО ПРОСТО ОЦИФРОВАТЬ РИСУНОК
И ПРОДАТЬ ЕГО ЗА МИЛЛИОНЫ?

Даже на заре внимания к NFT-арту все было не так просто. Нужно не просто оцифровать произведение, но и создать токен, зарегистрироваться на NFT-платформе (самые крупные сейчас – Rarible, Mintable, OpenSea) и загрузить туда свое произведение, создав к нему описание. Сейчас, когда на NFT-рынок пришли крупные игроки, новичку нужно намного больше креатива, чтобы удивить покупателей и «выстрелить».
СНАЧАЛА НУЖНО ДОБИТЬСЯ ПРИЗНАНИЯ
В РЕАЛЬНОМ МИРЕ?

Сейчас авторам особенно важно не только выставлять свои работы в реальном мире, но и осваивать среду NFT. Почему? Елена Киндякова выделяет три причины. «Во-первых, это интересно, а с недавних пор еще и легко! Если раньше выпустить свою коллекцию NFT без помощи IT-специалиста было технически сложно, дорого и без грамотного маркетинга в будущем нецелесообразно, то сейчас многое изменилось – индустрия стремительно развивается. Во-вторых, это свобода и при желании анонимность. В криптомире нет географических, политических и экономических границ. Существуют десятки маркетплейсов, на которых NFT-творец, минуя посредников (галереи, кураторов, продюсеров, аукционные дома) может выставить на продажу свой токен и сам назначить за него цену. Помимо денег, вырученных с прямой продажи произведения, NFT-художник может получать процент со всех вторичных продаж в виде NFT-гонораров. В-третьих, это со всех сторон выгодно! NFT, которые вы уже выпустили, но пока не собираетесь выкладывать на маркетплейс, можно отправить в стейкинг (некая альтернатива майнингу). И получать до 84% годовых дохода в монетах, которыми обеспечены ваши произведения NFT. Учитывая сегодняшние политические и экономические реалии, лично мне интереснее накапливать криптоактивы, которые благодаря ограниченной эмиссии монет растут в цене, а не фиатные деньги (рубли, доллары и прочее), которые на дистанции съедает инфляция».

Однако далеко не все воспринимают NFT-арт всерьез. Так, блокчейн-компания InjectiveProtocol купила трафарет Бэнкси Morons (White) за $95 тысяч, а потом сожгла его в прямом эфире. Запись превратили в NFT и выставили в маркетплейсе. Изюминка перформанса в том, что на трафарете была изображена сцена с аукциона, на котором участники борются за картину Ican'tbelieveyoumo-ronsactuallybuythisshit («Не верится, что вы, кретины, реально скупаете это дерьмо»).
арт-проект «некто»
елены киндяковой
ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ
СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ NFT-ИСКУССТВА?
  • 1
    Уникальный цифровой контент, которым, кроме вас, никто не обладает
  • 2
    Обладать навыками работы с криптоинструментами
  • 3
    Определить/заложить ценность вашего NFT для последующих приобретателей
NFT – ЭТО ПРОДАЖА ВОЗДУХА?
Смотря в какой реальности вы живете. Максим Тимофеев выражает точку зрения тех, кто давно погружен в криптомир, разбирается в его алгоритмах и не боится строить прогнозы: «Нынешняя модель Интернета морально устарела. Это как кнопочный телефон по сравнению с тем, что ждет нас в будущем – все уйдет в Web 3.0. А там будут другие способы коммуникации, и NFT – один из возможных». По мнению художника, это нормально, что сейчас многомиллионные сделки на NFT-рынке обычным пользователям кажутся безумством. Должно пройти время, чтобы у человечества изменилось сознание, и идеология Web 3.0 стала морально близка. Тогда появится понимание, почему за картинку, которую можно скачать в интернете, в криптомире платят огромные деньги. «Вы можете посмотреть на изображение, скопировать его себе, но его владельцем вы не будете – а ценно именно это. Владение файлом отделилось от владения правами – вот в чем особенность. Сейчас большинство воспринимает реальный мир как главный, а в будущем им станет цифровой. Вещи, которыми мы обладаем в обычном мире, могут испортиться, потеряться, состариться, а в криптомире они существуют всегда», – подводит итог Максим. Кроме того, NFT-арт нельзя подделать – нужны практически невозможные мощности, чтобы откатить блокчейн. О плюсах криптоарта говорит и Елена Киндякова: «У NFT широчайший спектр развития и возможностей: уже сейчас в него можно упаковать авторство аудио-, видеоконтента, игры, баллы лояльности, дипломы, документы на недвижимость и многое-многое другое… Я нахожу это увлекательным!»
NFT-ИСКУССТВО ПОЛНОСТЬЮ ОТОРВАНО
ОТ РЕАЛЬНОГО МИРА?

Во-первых, зачастую в криптомир попадают обычные арт-объекты, которые подверглись оцифровке – это в первую очередь роднит мир NFT и реальный. Во-вторых, существует много форматов для стыковки двух этих миров. «Реальные выставки и NFT практически не пересекаются. Еще не все люди понимают, почему нужно цифровое искусство, хотя коллекционеры уже давно оценили его. NFT встраивается в наш мир, например, через благотворительные проекты. Вместе с Никасом Сафроновым и другими художниками мы организовывали NFT-елку, средства от перформанса пошли на нужды фонда "Цвет жизни"», – рассказал Максим Тимофеев. Еще один пример связки реального и виртуального мира через NFT – проект австрийской почтовой службы CryptoStamp. Почтовые марки привязываются к токенам и используются для фиксации реальных писем и открыток. Каждая марка сохраняется на блокчейне и может стать интересна филателистам для пополнения коллекции.
ХУДОЖНИКУ СЛОЖНО ПОПАСТЬ
В NFT-СООБЩЕСТВО?

На сегодня ситуация такова: если автор имеет цену как художник в реальном мире, то освоиться в NFT ему будет проще. Авторы в сообществе помогают друг другу. Далеко ходить за примером не нужно: «Кашу из топора» рэпер Хаски продал за $4015, покупательницей стала Надежда Толоконникова из PussyRiot. «Это распространенная практика в мире криптоарта», – подтверждает Максим Тимофеев. «Художники не только поддерживают друг друга, но и покупают работы коллег по цеху». Эксперты считают, что NFT – новая эра не только для авторов (запись об авторстве и правообладателе занесена в блокчейн и регулируется с помощью смартконтракта в самом NFT), но и для любителей искусства и коллекционеров. Впервые в истории арт-объект нельзя подделать, и он будет храниться в первозданном состоянии вечно.

Это ли не «дивный новый мир»?