Текст: София Соколова
Фото: Вячеслав Сторожев
ПО СВОИМ ПРАВИЛАМ
Материал подготовлен при поддержке центра предпринимателя «Мой бизнес»
Есть множество стереотипов о бизнесе: чтобы стать успешным, нужно придумать оригинальную идею; выйти на федеральный рынок можно, только если вы живете в столице; нельзя работать с друзьями и родственниками. При поддержке центра «Мой бизнес» Евгений Сазанов, Александр Кошик, Мария Моргунова и Виталий Сетежев пошли против этих правил – рискнули и выиграли. Нам герои рассказали, как создать с нуля свое дело и почему стереотипы не работают.
Стереотип: ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ РЫНКЕ, НУЖНО ЖИТЬ В СТОЛИЦЕ
Разрушает стереотип

ЕВГЕНИЙ САЗАНОВ
ВЛАДЕЛЕЦ КОМПАНИЙ «ЦЕНТР СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ» И «СПЕЦПОЖКАБЕЛЬ»
Бизнес в сфере систем безопасности – это большая ответственность. Здесь нужно быть абсолютно уверенным в качестве своей продукции. В 2008 году Евгений Сазанов создал компанию «ЦСБ», которая осуществляет комплексную поставку технических средств безопасности по территории России. А после пандемии при помощи услуг центра «Мой бизнес» решился запустить новое производство негорючего кабеля. Евгений рассказывает, как это было: «Торговая компания интересна узкому сегменту рынка, исключительно на который она ориентирована. Поэтому я подумал, что нужен комплексный подход. Ведь проще самим создавать рынок: проектировать и производить то, что продаешь. Такой вертикально интегрированный способ работы повышает нашу ценность и помогает наращивать продажи крупным заказчикам в больших городах».
Евгений считает, что производственные процессы лучше создавать именно там, где рынок сбыта уже налажен. На это есть несколько причин: в Поволжье отличные условия арендных ставок, суммы заработной платы конкурируют с другими регионами, а также недорогая транспортная и складская логистика. ООО «СПК» занимается производством негорючего кабеля. «Почему мы решили производить именно кабель? Он достаточно прост в производстве, никаких нанотехнологий. К тому же нет проблем со спросом – кабель для пожарных систем мы всегда продавали в больших объемах. Однако важно было дать рынку лучший продукт. Поэтому путем экспериментов и испытаний мы создали негорючий кабель с использованием полиимидной пленки. Она прокладывается между двумя жилами в форме, условно говоря, знака доллара и дополнительно изолирует их от замыкания. Лабораторные исследования показали его огнестойкость, почти в три раза большую по сравнению с обычным негорючим кабелем».
«Мой бизнес» помог компании с сертификацией кабеля, маркетингом и правильным позиционированием, а также с брендингом товара. В 2021 году компания инвестировала около 20 млн рублей в запуск нового производства. В Саратовской области это единственное предприятие, где изготавливают такой кабель – аналог китайского и турецкого продукта. Сейчас налажены постоянные поставки в монтажные компании Пензенской, Ульяновской, Тамбовской, Липецкой, Белгородской, Оренбургской областей, отраслевым торговым компаниям в Москве, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Самаре, Красноярске, Воронеже, Ставрополе, Иркутске, Тюмени. В прошлом году проектной дочкой ООО «СПК» было выполнено более 60 проектов для крупных бюджетных организаций с использованием саратовского кабеля по всей России. Евгений отмечает, что главы таких организаций лучше идут на контакт, когда узнают, что сотрудничают с российской компанией. Продукт, производимый в Саратовской области, уже был применен при строительстве многих значимых социальных учреждений, в том числе при монтаже систем безопасности в новой Саратовской инфекционной больнице и в Областном онкологическом диспансере. Компания видит свое развитие в расширении выпускаемой линейки кабельной продукции и в увеличении числа крупных проектов, в которых заложен саратовский кабель.
Стереотип: ДЛЯ СОЗДАНИЯ БИЗНЕСА НУЖНА «ОРИГИНАЛЬНАЯ ИДЕЯ», ВЫХОДИТЬ НА ГОТОВЫЙ РЫНОК НЕЛЬЗЯ
Разрушает стереотип
АЛЕКСАНДР КОШИК
СОЗДАТЕЛЬ БРЕНДА «КОШ»
Александр переехал в Россию в 19 лет. Проработав здесь в общепите долгое время, он понял, что хочет создать свою компанию. Поскольку в наши дни практически невозможно придумать что-то кардинально новое, Александр решил делать то, в чем он уже немного разбирался – фартуки для сотрудников гастрономических заведений: «В один день я понял, что в кафе все носят форму, а это 30–40 человек! Я загорелся этой идеей, нашел швею, мы где-то месяц работали и создали лучший фартук в мире. Ну, мне так казалось тогда. Сейчас я понимаю, почему он никому не понравился. Самое смешное, что первые изделия по себестоимости получались дороже, чем цена их продажи». Оказалось, что создавать униформу не так просто, но Александр решительно шел к своей цели и искал пути развития. Переехав в Санкт-Петербург, молодой предприниматель на примере магазина игрушек разбирался, как правильно продавать на мелкие и крупные чеки, дистанционно внедрял полученные знания в свою компанию и работал на два города.
Идея о пошиве фартуков выросла до размеров ателье, в котором делали все: от штор до кухонных принадлежностей. «Мы работали с абсолютно любыми запросами, – вспоминает Александр. – Только спустя время я понял, что не нужно хвататься за все подряд. Тогда сконцентрировался на фартуках: разработал целую линейку и целенаправленно вкладывал ресурсы именно в эту нишу. Позже мы добавили в ассортимент футболки и кепки, стали делать образы под ключ». После пандемии, когда людям хотелось заново почувствовать вкус жизни, бренд «Кош» стал развиваться гигантскими шагами. Появился логотип, фотосъемки, профессиональное оборудование, команда и первый цех 15 м2. Когда все сотрудники ведущих ресторанов Саратова работали в фирменных фартуках, Александр решил идти дальше. Продажи в соцсетях помогли компании выйти сначала на федеральный уровень, затем на торговлю по СНГ и миру.
Сегодня «Кош» – это более 400 м2 рабочих помещений, широкий ассортимент продукции и топ-2 по объему продаж на Wildberries. «Почему бренд получил такую популярность? Я хорошо разбираюсь в экономике и подбираю классных людей, которые знают свое дело. Благодаря им, например, я познакомился с Центром «Мой бизнес». Кто-то из соседнего цеха выиграл деньги, и мне предложили попробовать: команда сама сняла видео, загрузила, мы выиграли премию «Делай на 100». Я стал интересоваться другими мерами поддержки и недавно выиграл грант на 500 000 рублей на развитие IT-направления». Сейчас компания разрабатывает линейку одежды и готовится выйти с ней на маркетплейсы. Александр хочет создать негласное комьюнити, членов которого будут отличать вещи с логотипом. В планах развивать социальные проекты и продвигать ценности бренда: «Я хочу, чтобы когда-нибудь мы доросли до того, чтобы люди покупали наши товары только потому, что они «Кош». Неважно, футболки это или батарейки. Мы работаем для людей, которые ценят качество за хорошую цену».
Стереотип: НЕЛЬЗЯ ВЕСТИ БИЗНЕС С РОДСТВЕННИКАМИ
Разрушают стереотип супруги
МАРИЯ МОРГУНОВА и ВИТАЛИЙ СЕТЕЖЕВ
СОЗДАТЕЛИ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ С ХАРАКТЕРОМ CS CAMPS
CS Camps – первый в Саратовской области лагерь с военно-спортивной тематикой, в котором поддерживается соответствующая атмосфера: дети живут в палатках, еда готовится на костре. В программе лагеря: страйкбол по разным реальным сценариям, строевая и физическая подготовка, занятия на скалодроме, уроки ориентирования на местности, основы рукопашного боя; мероприятия, направленные на сплочение, командообразование и воспитание патриотизма. Название CS происходит от всем известной компьютерной игры Counter-Strike. Мария говорит, что хотелось перенести детей из виртуального мира в реальный. Так появилось главное правило лагеря – никаких гаджетов. «Мы решили сделать так, чтобы дети знакомились, играли, общались между собой в жизни, а не в соцсетях. Они все сдают телефоны в начале смены и могут их взять только один раз в день на полчаса, чтобы позвонить домой. Может, звучит немного жестоко, но дети прекрасно справляются, а родители всегда благодарят за такое решение».
CS Camps появился в 2018 году как летний палаточный лагерь, но за время работы приобрел такую популярность, что превратился в круглогодичный – создатели проводили даже новогодние смены. Виталий вспоминает: «Первый год мы работали только как летний лагерь и, грубо говоря, отбивали себестоимость проекта. Но по просьбам родителей стали собирать детей и в другие сезоны». О Центре предпринимателя «Мой бизнес» супруги узнали от коллег в Иркутске. Первым этапом сотрудничества была премия «Делай на 100» – выигранные деньги потратили на оформление соцсетей, производство сувенирной продукции и полиграфию. Также в 2020 году Центр помог паре упаковать проект во франшизу. Для ее развития они ездят в бизнес-миссии в разные города: Ульяновск, Нижний Новгород, Волгоград, Казань, Пензу. После посещения Иванова Мария и Виталий начали заказывать на ивановских фабриках одежду для детей. Также пара участвовала в международной выставке BUYBRAND в марте 2021 года, где их проект получил большую популярность.
На вопрос, каково это – вести семейный бизнес, Мария отвечает: «Поначалу было сложновато, но за пять лет работы вместе мы научились разделять обязанности. Я занимаюсь организационной частью, продажами, документооборотом. А Виталий с первого года стал вникать в работу с детьми: работал как инструктор, непосредственно проводил программу. Сейчас он больше находится в лагере, обучает сотрудников. Я считаю, что семейный бизнес – это большой плюс, потому что мы заменяем друг друга в работе и дома, все важные вопросы решаем только вместе». У Марии и Виталия за спиной уже 31 смена, и это не предел. Для ребят, которые были на многих сменах, в ноябре 2021 года впервые была организована школа вожатых. Это закрытое сообщество, в котором дети изучают СанПиН, оказание первой помощи, разбирают конфликтные ситуации с точки зрения психологии и педагогики. 16 воспитанников, которые уже пробовали себя в качестве помощников и доросли до совершеннолетия, смогут официально поехать на смены как вожатые.