Текст: Александра Дьякова
Фото: Татьяна Шишкина
Полный бренд
Гид по городскому брендингу Сартова
«Город – страшная сила. А чем больше город, тем он сильнее», – говорил Немец из балабановского «Брата». В мире, где личным брендом зачастую обладают даже домашние животные, собственной айдентикой и философией обзаводятся и города. Сильный бренд и история привлекают туристов и налаживают контакт с горожанами, создают доверительную атмосферу места, где хочется жить. World Club вспоминает, как формировался бренд Саратова и причем тут холодильник, мост и стерлядь.
Бренд города – это визуально воплощенный набор ассоциаций, который возникает у людей при упоминании о конкретном месте. Благодаря графической поддержке бренда – айдентике – Нью-Йорк соотносится в сознании с сердцем I love NY, Москва – с красной звездой, Иннополис – со значком хештега. Урюпинск представляет российскую провинцию, главный атрибут Тулы – традиционный пряник, а снежинка стала символом целого региона – Сибири. Брендинг территорий как явление существует давно, однако массово создавать его для больших и маленьких городов стали в XXI веке.
Город трех рыб
Первым шагом к построению образа города стал герб. Конечно, в 1781 году Екатерина II вряд ли помышляла о брендинге Поволжья – город получил свой отличительный знак наряду с другими. Саратову был высочайше пожалован герб с тремя стерлядями, «означающими великое сей страны изобилие таковыми рыбами». Спустя почти 200 лет, уже при советской власти, на создание обновленного герба объявили конкурс: над рыбами угрожающе навис серп и молот. В конце 90-х историческое начертание было восстановлено: стерляди вновь заняли свое положение в виде греческой буквы «ипсилон», символизирующей «выбор достойного пути на перекрестке жизненных дорог». Причем нижняя стерлядь стала причиной головной боли: на гербе Саратова она смотрит вправо, а на гербе области влево – но путать стороны света при использовании герба на официальных документах строго запрещено.

Несмотря на то, что стерляди в Волге практически вывелись и временами всплывает вопрос о несоответствии городской символики реальному положению дел, образ этой рыбы закрепился в сознании саратовцев в виде прочной ассоциации с местом. Герб «пошел в народ»: местные булочные и производители муки стали использовать композиции со своей продукцией в форме буквы Y в качестве логотипа. Три батона или три колоска заняли место канонических стерлядок.

Saratov Turisto
В большинстве случаев гербы играют значение только на официальном уровне, создавались давно и могут быть уже не актуальны. Как это, например, случилось с Саратовом или Челябинском, на гербе которого изображен верблюд. Современная айдентика будет узнаваема теми, кто живет в городе сейчас или собирается приехать. Именно на гостей Саратова дизайнеры и направили свои силы, создавая туристический логотип города. Первой его разработала студия Артемия Лебедева. Надпись «Люблю бывать в Саратове» с деталью в виде ключика не понравилась жителям. Лозунг намекает на то, что в Саратове есть, что посмотреть. Логично, но слишком обобщенно. Интуитивно горожане чувствуют негативную окраску: что-то подсказывает, что Саратов не из тех городов, о которых ничего другого не скажешь. К тому же, «бывать» в Саратове и «жить» – это разные вещи. Интернет заполонило творчество местных «мемоделов» с перефразированием слогана на манер «Люблю отбывать в Саратове» и других более нецензурных версий. Однако сам Лебедев успокоил общественность, а заодно и пояснил тонкий момент в брендинге города: «В Саратове есть прекрасный герб и его никто не собирается отменять. Герб это такая серьезная вещь, которая требует определенного этикета в обращении, его нельзя наклеить на подошвы ботинок. С туристическим логотипом можно делать практически все, что угодно».
В 2014 году на сайте министерства молодежной политики, спорта и туризма региона запустили голосование на создание туристического логотипа Саратова. Чего там только не было: и перевернутая буква S в виде бесконечности, и гармошка из панелек, и кардиограмма. Победил неожиданно включенный в программу логотип от депутата Госдумы от ЛДПР, переосмысляющий эмблему холодильника «Саратов».

Год назад свою версию логотипа представил Комитет по туризму. Надпись «Огни Поволжья» с разноцветной буквой «С» должна отсылать к песенной строчке «Огней так много золотых на улицах Саратова». Но у многих горожан логотип вызвал совсем другие ассоциации. Так «огни» превратились в «Согни Поволжья», а цветовая палитра напомнила тестовый CMYK-отпечаток из типографии.

Спортивным символом города стал пчелочеловек Волжик. По словам создателей, он воспевает «трудолюбие, ловкость и быстроту». Антропоморфной пчеле проиграли Стерлядь-баскетболист и Белка-волейболистка.

Есть и другие, более «сувенирные» примеры, связанные с рефлексией саратовских дизайнеров на тему родного города. Объединение «Артель Свиристель» выпустило сувениры со словами «Волга-матушка» и «Глушь», мануфактура «Волга-река» придумала слоган «Волга – мое море» и печатала его на продукции.
Для саратовцев, с любовью
Сложно себе представить задачи, с которыми не смог бы справиться «внутренний» бренд города, чтобы потребовался еще один – «туристический». Понятно, что внутреннего обычно вообще нет, а туристов чем-то привлекать надо. Бренд города складывается из массы разных деталей: комфорт для жизни, человеческое отношение, интересный досуг, история, архитектура, культурная жизнь. Все эти вещи важны не только (и не столько) для туристов, но и для местных жителей. Айдентика только подчеркивает и объединяет их визуальными образами. Туристические логотипы не понравились саратовцам, потому что люди не узнали в них город, который им дорог.

Работа над «внутренним» логотипом Саратова тоже велась, причем даже более плотно, чем над туристическим. В конце 2017 года на семинаре по благоустройству Саратова кафедра «Дизайна архитектурной среды» СГТУ предложила свое видение бренда города. «Солнечный медиатор» с официальным шрифтом Саlibri вызвал резонанс, особенно в дизайнерской среде. Несмотря на то, что очередной логотип не нашел у саратовцев отклика, он стал катализатором важного процесса.

Дизайнеры города объединились, чтобы совместными усилиями разработать визуальную часть бренда города. Инициативная группа больше года проводила встречи, на которых представлялись новые концепты. За это время на месте бренда города образовался вакуум, который предсказуемо заполнился вариантом с айдентикой низкого качества. Проект «Саратов – это я» использовали для оформления Дня города в 2018 и 2019 годах.
«Клуб неанонимных дизайнеров Саратова» продолжал обсуждение, но до конца развить ни одну идею не получилось, у многих стало не хватать времени, чтобы заниматься некоммерческим проектом помимо основной работы. За рамками творческой группы появился последний на данный момент вариант городского брендинга. Логотип состоит из трех элементов. Верхняя часть своеобразной «кувшинки» – повторение формы моста через Волгу, нижняя – заостренный край герба, голубой цвет, заполняющий половину логотипа, – сама река. Так оказываются связанными два выдающихся символа Саратова и полувековая история города. Разработанная система также содержит несколько паттернов, шрифт и более 40 вариантов применения фирменного стиля на разных носителях: от билбордов и путеводителей до оклейки «Смузишной» и медицинской маски.
Это «карантинное» лето показало, что у города и области хороший туристический потенциал, приезжим есть на что посмотреть и чему удивиться. Поэтому так актуален становится вопрос самопрезентации Саратова. Важно, чтобы на пути к привлечению гостей и инвесторов брендинг не потерял смысла для жителей города. Ведь Саратов не менее достоин качественного представления, чем Москва, Выборг или Екатеринбург.