Художники «саратовской школы» – Павел Кузнецов, Петр Уткин и скульптор Александр Матвеев – были приглашены к работе после (и, скорее всего, благодаря успеху) выставки «Голубая роза» 1907 года. Все они были в очень близких отношениях с поэтами-символистами Бальмонтом, Белым, Брюсовым. Всех объединяло стремление к синтезу искусств и желание проявить себя в смежных с ним областях.
Пространством для творчества стал в буквальном смысле весь дом – все комнаты, включая ванную и внутреннюю лестницу, были расписаны частью маслом по натянутому холсту, отчасти альфреско, а в десяти помещениях верхнего этажа и пяти нижнего полуэтажа не было ни одного повторяющегося мотива росписи. Картины на стенах дополнялись объемными формами и авторским текстилем. Нижний этаж расписывался на темы «морского дна», верхний посвящался жизни внешнего мира. Ароматы цветущего Крыма органично дополняли изображения на стенах.
Сад вокруг дома превратился в символистский микрокосмос: здесь символизм выразился в архитектуре, скульптуре и растениях. Важным смысловым центром стал дом садовника – главного Демиурга вечно цветущего Сада. Расписанный альфреско Кузнецовым, с полусферическим витражным окном, обрамленным с двух сторон барельефами Матвеева, с садом на крыше – этот дом, разумеется, не был лишь бытовой постройкой. Между главным домом и домом садовника расположилась «лестница Якова» «о ста ступенях». Внизу она замыкалась «орхестрой» природного амфитеатра. Камертонами настроения каждой отдельной части паркового ансамбля служили скульптуры А.Т. Матвеева, как бы обозначавшие темы для их образного восприятия: «Нимфея», «Купальщица», «Поэт», «Задумчивость», «Утро». Многочисленные эскизы интерьеров и парковые пейзажи Уткина, которые хранятся в том числе в Радищевском музее, помогают нам увидеть задумку сегодня.
Идею райского сада или вечной весны реализовали в ландшафтном дизайне. Растения подбирали и сочетали по виду, поре цветения, цвету и даже запаху. Фруктовые сады, цветущие водоемы, сад камней, а в центре – цветник в форме розы, который составляли цветы разных оттенков: от розово-голубого к лилово-фиолетовому. Эскиз цветника, вероятно, был создан Кузнецовым, и его можно считать зашифрованным символом объединения художников, эмблемой Кучук-Коя. По истинно символисткой задумке, увидеть «Голубую розу» можно было в сумерках или при свете луны.