6 сентября в Саратовском театре кукол «Теремок» прошла премьера мистической комедии «Вий». Спектакль Алексея Усова стал не только синтезом одноименной повести Гоголя и пьесы Садур «Панночка», но и самостоятельным исследованием природы зла.
Музыка, которую специально для спектакля сочинил композитор Алексей Крамаренко, стала лейтмотивом, красной нитью, проходящей через весь спектакль. Музыкальное сопровождение погружает в атмосферу потустороннего и нереального мира, подсвечивая контраст между ситуациями в духе комедии положений и сценами, от которых «душа стынет». Так, спектакль становится скорее трагикомичным, представляющим жизнь с соседствующими в ней радостями и печалями.
Основной фокус спектакля смещен на фигуру Панночки: это не простая ведьма, эту героиню невозможно оценивать однобоко. Ее взаимоотношения с отцом, паном сотником в исполнении Александра Новохатского – тема, которая крайне заинтересовала режиссера и которую он старался показать в развитии в постановке.
Фигура же Вия становится в спектакле лишь условным, но при этом крайне важным символом – страшным предзнаменованием и образом того самого Большого зла, о котором и писал сам Гоголь. Так что авторский взгляд на финал истории Хомы Брута и бедной Панночки заставит удивиться и по-новому посмотреть на известную историю, столь же пугающую, сколько и заставляющую заглянуть вглубь себя.