Получается, вы сразу начали развивать свою студию или был период, когда вы работали как наемные специалисты?
Альберт: На начальном этапе у нас не было больших заказов, поэтому, когда мне поступило предложение поработать в Сочи перед Олимпиадой, я его принял. Это дало мне понимание всех внутренних процессов и очень сильно продвинуло в технических аспектах. Были чертежи заказчика, мы готовили их, адаптировали для строителей. Уровень ответственности максимальный. Параллельно там, в Сочи, появились частные проекты. Мы «сделали» квартиру, спроектировали SPA-салон.
Инна: Город Сочи на 2013-2014 год был местом возможностей для архитекторов, и Альберт получил колоссальный опыт, который и сегодня помогает нам в работе. В университете мы проходили техниче-ские моменты проектирования, а в Краснодарском крае столкнулись с другими реалиями. Представьте: мы делаем план салона красоты, рисуем тамбур, а заказчик говорит: «А что это за маленькая комнатка на входе?». Ну это Сочи, какой тамбур? И вот тогда мы осознали, что есть другой мир проектирования, и поняли, что надо расширять географию, чтобы получать более разнообразный опыт. И сейчас наши проекты не ограничиваются Саратовом. Это и Питер, и Москва, Пенза, Астана. Не так давно делали квартиру в Черногории.
С чего начинается работа над проектом?
Инна: С глубинного интервью, как говорят в маркетинге. Мы задаем заказчику множество вопросов о его образе жизни, привычках. Ответы дают понимание, как мы должны собрать пространство вокруг, чтобы человеку было удобно. Эстетика, визуал важны, безусловно. Но вы не будете жить на страницах журнала с красивыми картинками, поэтому во главу угла мы всегда ставим функциональность и комфорт. И наша задача – дать те решения, о которых клиент, возможно, не задумался бы сам. «Давайте мы в шкафу сделаем розетку, чтобы заряжать пылесос». «Давайте стиральную машинку поставим выше, чтобы вам можно было не нагибаться». «Давайте сделаем кухню-остров, чтобы вы не были выключены из жизни семьи во время готовки» – все эти нюансы заметно влияют на качество жизни.
А я думала, что все начинается с подборки картинок из Pinterest.
Альберт: Без них, конечно, тоже не обходится. Но надо понимать, что мы не будем делать кальку с референса. Видя изображение, мы пропускаем его через себя, предлагаем в каком-то новом ключе. При этом на выходе мы даем не просто картинки, а достаточно плотный альбом чертежей, проектов для всех подрядчиков, строителей, «столярки», прорабатываем все узлы. Общаясь в профессиональной среде, мы понимаем, что кому-то это может показаться излишним, но так мы полностью уверены в том, что реализация проекта будет максимально совпадать с тем, что было на рендерах.
Инна: Кстати про Pinterest: кайф, когда ты что-то ищешь, а находишь свой собственный проект. Например, White Coffee очень часто можно увидеть в подборках. С ним мы получили первое место на Public Space Award, звание Лучшего проекта-2021 на портале Archilovers, попали в ТОП-10 Restaurant&Bar design awards. Или наш проект салона красоты Enas Studio в Энгельсе, который публиковался на российском сайте Interior&design и международном interiordesign.net, – тоже собирает много «пинов».
Из чего в принципе складывается профессионализм архитектора? Что позволяет посмотреть на дизайн интерьера не со стороны обывателя, а со стороны эксперта?
Альберт: Естественно, это специализированное образование и опыт. Но еще один важный фактор – насмотренность. Мы с периодичностью раз в год выезжаем на фабрики, изучаем новинки производства: как сделана эта кухня или спальня, из чего, где собирается, как упаковывается. Помимо этого, посещаем всевозможные выставки. Если раньше у нас провинция от Москвы отставала на пять лет, а Москва от Европы – еще на пять, то сейчас мы способны сократить этот путь. И в Саратов сразу попадают самые актуальные объекты. Другой вопрос, что не все к этому готовы.
Инна: Кстати, сейчас есть очень сильные локальные производства, которые закрывают многие задачи. Например, в White Coffee вся мягкая мебель сделана дизайнером из Питера, кофейные столики придумали ребята из Саратова, они выставлялись во Франции, мы их увидели и сразу взяли в проект. В Ember обеденные столы тоже российского бренда.
Quadrum – это только Альберт и Инна?
Инна: Нет, мы вдвоем выступаем в роли руководителей. Команда состоит из архитекторов, их 6-8 человек. Но глобально нас больше: у нас есть собственные поставщики мягкой мебели, проверенные столярные мастерские, подрядчики, которые занимаются подбором плитки, сантехники, мебели, света. Уже большепяти лет мы работаем с одними и теми же строителями. Для заказчика это очень удобно: мы закрываем полностью весь цикл. И главное – никто на себя одеяло не перетягивает, нет конфликта архитектора и прораба, мы «в одной лодке».
Знаю, что вы участвовали в программе «Квартирный вопрос». Что вам это дало?
Инна: Дало ощущение, что мечты сбываются (смеется). В детстве я обожала эту передачу, и постоянно спрашивала маму: «Как там называется моя будущая работа? А, архитектор!». Когда у нас уже накопилось достаточное количество реализованных проектов, мы решились отправить анкету на сайт программы. Но тогда мы были «молодые и зеленые», и никто нам не ответил. В итоге создатели передачи сами обратились к нам после того, как мы заняли второе место в конкурсе ADD Awards в номинации «Интерьер городской квартиры до 100 м²». На программе достаточно хороший проект получился. Потом нас позвали в «Дачный ответ». Сейчас снова приглашают поучаствовать, но мы перенесли съемки на конец года из-за большого количества проектов.
Что вас отличает от других архитектурных бюро? В чем ваша уникальность?
Инна: Наверное, мы больше не про бизнес, а про душевность. Про то, чтобы в интерьере выделить главного героя – нашего заказчика.
Альберт: Наша уникальность в том, что архитектура – это наша жизнь, наше увлечение. Меня спрашивают «Какое твое хобби?». Да я кайфую сидеть в двенадцать часов ночи проектировать! Мы одни из немногих в Саратове постоянно посещаем выставки и фабрики, ищем новое, много знаем, много учимся, развиваемся, растем, интересуемся. Если честно, мы не любители себя хвалить, наши проекты говорят сами за себя.