— Раз уж вы заговорили про фейсбук. На своей странице вы время от времени выступаете в роли провокатора. Когда вы говорите, что не любите Феллини или вас не тронул новый фильм Хлебникова, вы же знаете, что сейчас «прилетит». И часто в таких спорах и дискуссиях вы ссылаетесь на «человеческие эмоциональные оценки». Где проходит граница между Антоном Долиным-кинокритиком и Антоном Долиным-зрителем?
— Эту границу определить крайне просто, я бы сказал, элементарно. Когда Антон Долин пишет статьи в любых СМИ, в которых он работает, он выступает как профессионал, получающий зарплату или гонорар. Когда Антон Долин совершенно бесплатно и по велению сердца что-то пишет в фейсбуке, он делает это как частное лицо. Это частное лицо в свободное время может себе позволить написать то, что оно думает, необязательно по профильной теме и необязательно в политкорректной форме. Это во-первых.
Во-вторых, так вышло, что я — популярный кинокритик, притом что эта профессия не предполагает популярности, но иногда так бывает. Поэтому часто вещи, которые в исполнении любого другого человека не были бы замечены, в моем исполнении переиначивают, тиражируют и превращают в провокационные высказывания, каковыми они не являются. Я приведу простой пример. Высказывание о Феллини было парой фраз, выдернутых из контекста, сказанных в прескучном диалоге с одним из моих фрэндов. И все, что я там сказал — то, что фильм «Ночи Кабирии» не вызвал у меня ощущения катарсиса. Совершенно не было ничего в этом провокационного, ничего оскорбительного. Но если кто-то захотел это увидеть и описать словами «Антон Долин считает, что Феллини — это пустое место», пусть это будет на совести тех, кто это сделал.
То же самое с Хлебниковым. Я написал статью об «Аритмии». Мне кажется, что эта статья, извините, что я себя хвалю, — образец корректного высказывания. Я пытаюсь вскрыть те эмоциональные механизмы, которые задействованы в этом фильме и которые заставляют многих людей без какого-либо рационального анализа называть его потрясающим и лучшим на свете. Мне он не показался лучшим на свете, не тронул до такой степени, но из этого не следует, что он плохой, или что я хочу кому-то испортить настроение. Просто работа кинокритика — не только излагать эмоции, но и анализировать их — как свои, так и чужие. Этим я и занимаюсь.