— Насколько велик сегодня запрос на перемены? И кто ваши клиенты?
— Запрос велик, а тех, у кого он появляется, можно разделить на группы. Одна большая группа — люди, которые работают по найму, но работа перестала их впечатлять. Есть статус, доход, бонусы, но уже нет смысла и интереса. И они ищут что-то, чем можно гордиться, они готовы спасать мир. У меня в книге описана история девушки, которая сменила карьеру в маркетинге на обучение на факультете охраны окружающей среды. Она обратилась ко мне, описав свою ситуацию так: «Я сделала большую ошибку, все поменяв. То, что я делаю сейчас, далеко от того, что я хотела». Оказалось, что она сменила жизненный вектор под влиянием опыта папы своей подруги, у которого был экологичный бизнес по переработке мусора. Но это был его смысл, а ей пришлось искать себя в третий раз.
Как ни странно, вторая большая категория — люди, которые работают на себя. Нередко свой бизнес оказывается побегом, движением не «к», а «от» — «что угодно, лишь бы не в офисе». Например, сейчас очень много коучей, с виду это простой способ вырваться из офисной рутины. Но массовый исход привел к перенасыщению рынка людьми, которые хотят продать свои часы, а процент преуспевших в этом совсем небольшой.
Впрочем, даже если человек на год ушел в свободное плавание, он вернется другим. Принципиально меняется ответственность за себя: ты садишься за руль, быть пассажиром после этого очень сложно. Хотя у одних иммунитет и сила нарастают, а другие получают большой удар по самооценке. Особенно сложно тем, кто поверил в книги про неизбежность успеха и поставил на карту все.