За последние несколько лет требования к специалистам изменились: теперь недостаточно быть профессионалом в своей сфере, необходимо также развивать soft skills и эмоциональный интеллект
Вместе с Анастасией Чистяковой – карьерным коучем с международным сертификатом ICF, преподавателем Soft Skills в IT, членом Федерации профессиональных коучей и наставников – разобрались, какими навыками необходимо обладать, чтобы быть востребованным на рынке труда сегодня
Soft skills («мягкие» и «гибкие» навыки) – это навыки, которые не зависят от профессии, но помогают развивать карьеру. Умение вести переговоры, эффективно общаться, аргументировать свою позицию и доносить ее до других, управлять своим временем, адаптироваться к изменениям и т.д.
Еще в 2008 году в журнале Higher Education in Europe опубликовали статью, основной посыл которой: «Гибкие навыки – неотъемлемая часть профессиональных компетенций, и современное образование должно включать в себя также тренировку soft skills»
В мае 2023 года Всемирный экономический форум представил доклад о наиболее востребованных навыках будущего. Для его составления собрали мнения 803 компаний из 27 отраслей в 45 странах мира. В итоге, получился список из 26 ключевых навыков, в том числе в топ попали: креативность, устойчивость, аналитическое мышление, мотивация, готовность учиться на протяжении всей жизни.
Мир быстро меняется, и полученные когда-то знания теряют свою актуальность. Поэтому ценным сейчас становится не тот специалист, который много всего выучил в прошлом, а тот, кто умеет оперативно адаптироваться к новым условиям, готов учиться и проявлять нестандартный подход в решении проблем. Эти умения и есть soft skills. Без гибких навыков будет сложно продвинуться в карьере. Например, без навыка эффективного общения руководителю будет сложно сглаживать углы и находить компромиссы, поддерживать комфортную и продуктивную атмосферу в команде.
Помимо soft skills есть также hard skills – «жесткие» навыки. Это умения, валидные для конкретной профессии. Например, для программиста – знание языков программирования, для интернет-маркетолога — владение инструментами аналитики. Гибкие и жесткие навыки взаимосвязаны. Если есть желание стать суперпрофессионалом в своей нише, круто развивать их в параллель.
Хотите понять, какой набор гибких навыков нужно прокачать? Ответьте на вопросы:
1
Важна ли для вас карьера? Если да – опишите максимально конкретно, чего вы хотите достичь
2
Какие знания и навыки ценятся в вашем профессиональном сообществе?
3
Каковы особенности вашей работы – например, работаете ли вы в компании или на фрилансе?
4
Какие рабочие задачи вызывают у вас сложности? Может быть, это выступление перед аудиторией, аргументация своей точки зрения, управление командой?
Используйте полученные ответы для выбора навыков из списка и начинайте их развивать:
1
Коммуникативные навыки: умение договариваться, аргументировать свою позицию, выступать перед аудиторией, проводить презентации, давать и принимать обратную связь