Текст: Людмила Тугарина
Фото: Вячеслав Сторожев
Старо-модное:
Антон Девин
О съемке на пленку
Съемкой на цифровые и аналоговые камеры Антон Девин занялся практически одновременно: в 2013-м году у него появился цифровой Canon, а через год компанию ему составил Canon пленочный. Никакой душевной истории о найденной на антресолях папиной камере и ностальгическом порыве за этим не стояло: все делалось исключительно из любопытства. За шесть лет в его руках перебывало множество разных камер: от стандартных «мыльниц» до редких среднеформатных аппаратов. И случилась магия – это слово часто употребляют, когда говорят о пленочном фото, – процесс затянул.

Сначала отснятый материал Антон относил для проявки в фотолаборатории, потом захотелось пройти все этапы самому. Он пересмотрел сотни видео на YouTube, изучил все возможные гайды, заказал необходимые материалы и стал осваивать процесс проявки. «Фишка в том, что ты никогда не можешь быть полностью уверен в результате. Самый захватывающий момент, когда ты достаешь пленку из бочонка, споласкиваешь ее, вытягиваешь, и… «О, есть, классно» или «Блин, мимо». Химия может испортиться, подвести, хотя со временем я себя приучил перестраховываться и проверять ее заранее на кусочке пленки. Но интрига все равно остается».
Параллельно Антон снимает на цифру, но здесь нет никакого диссонанса, скорее, одно направление дополняет другое. «У цифровой фотографии свой кайф: можно нащелкать тысячу фото, отобрать пятьдесят и моментально залить всю серию в социальные сети. Это идеальное отражение нашего настоящего, когда все нужно сделать «вчера». С пленкой все совсем иначе. Результат растянут во времени: пленку надо отснять, проявить, отсканировать. И ожидание становится частью самого процесса. К тому же, съемка на аналоговые камеры дисциплинирует. Ты уже не сделаешь тысячу дублей, у тебя есть 36 кадров, над каждым из которых надо подумать».

Пленочную фотографию хоронят уже много лет. Но она, как виниловые пластинки или толстые журналы, – живее всех живых. Это наша связь с прошлым и то, что дает ощущение чего-то реального в мире, где все оцифровано. «У бабушки с дедушкой был юбилей совместной жизни, 50 лет. Мы с дедушкой нашли негативы со свадьбы. Я их перемыл, пересушил, отсканировал и напечатал. И это такое крутое чувство, как будто сел в машину времени: вот они возле старого дома прабабушки, вот в ЗАГСе, расписались, поехали. Причем видно, что женились они поздней осенью, еще снег не лег, а досняли пленку уже глубокой зимой. У меня есть альбомы с пленками, и это некое вещественное свидетельство времени, которое спустя много лет сможет перенести смотрящего в настоящий момент».