Текст: Людмила Тугарина
Фото: Вячеслав Сторожев
Старо-модное:
Елена Гордейчук
О винтажных ароматах
Елена Гордейчук – соосновательница арома-бара и студентка Анны Агуриной, аккредитованного преподавателя института парфюмерии, расположенного в мировой столице ароматов – городе Грасс во Франции. Собирать свою коллекцию винтажного парфюма Лена начала сравнительно недавно: интерес к теме напрямую связан с ее обучением. «Чтобы понять современное искусство, необходимо поднять весь пласт культурного наследия, начиная с античности. Чтобы понять актуальные ароматы, надо знакомиться с тем, что производилось десятки лет назад», – объясняет она.

Сегодня производство духов четко регламентировано стандартами Международной парфюмерной ассоциации (IFRA). Эта организация контролирует состав парфюмерных композиций, выявляя и запрещая вещества, которые могут стать причиной аллергических реакций. Из-за этого многие ароматы были сняты с производства, а те, что до сих пор выпускаются, изменили состав и пахнут иначе. Ценность винтажных духов – а к ним относятся экземпляры, выпущенные не менее 25 лет назад, – состоит в том, что в них в полной мере можно ощутить те компоненты, которые в данный момент запрещены.
Экспонаты для своей коллекции Елена покупает на eBay у продавцов, проживающих во Франции. «Прежде чем совершить покупку, я задаю миллион вопросов: какого года выпуск, где купили, как хранили, вскрывали ли их, есть ли «битые» ноты и так далее. Например, распространенная у нас привычка ставить духи на полочку в ванной – это просто убийство аромата. Парфюм не любит влажность, ему нужна постоянная температура, приглушенный свет. Именно поэтому коллекционирование винтажных духов – всегда лотерея. Даже сделав заказ у зарекомендовавшего себя продавца, ты не можешь быть уверена, что получишь тот самый аромат. Да и в принципе – как понять, что это он? Мы можем только догадываться, предполагать».
Лена считает, что парфюм, как и музыка, – самый простой способ перенестись в прошлое. Это как машина времени, которая позволяет человеку, снова ощутившему знакомый аромат, пережить первую любовь, первый поцелуй. А для тех, кто открывает для себя винтажные ароматы впервые, – это бесценный источник информации. «Мне интересно понять, как строится композиция, разложить культовые ароматы на ноты и понять чуть больше о том времени, в которое они были созданы. Ведь это нам кажется, что бабушкины духи пахнут старостью и нафталином: для людей, которые ими пользовались, они были ультрасовременны и актуальны. Я хочу понять идею, которую они несли; ответить себе на вопрос, что вдохновляло женщин в ту или иную историческую эпоху».