Текст: Илона Симонова
Фото: из группы театра ВКонтакте
ТЕАТР ВНЕ СТЕН
«Театр вне стен» звучит интригующе. Название нового экспериментального проекта, реализованного на улицах Саратова, полностью соответствует его содержанию
Спектакли «Театра вне стен», как вы могли догадаться, ставятся не на привычной многим сцене. В качестве основных декораций выступает сам город.

В проекте принимают участие: Владимир Решетов (продюсер), Кушкова Ирина (волонтер) и Алексей Усов (режиссер).
На сцене вы можете увидеть: Максима Пак, Алексея Матвеева, Заида Дадашева, Дмитрия Ставничего, Артема Апанасенко, Максима Сироткина, Маргариту Носову, Викторию Семенову, Ирину Кузину, Варвару Куксову, Алину Строкину, Дарью Плющеву и Владимира Решетова.

Узнали подробности у режиссера Алексея Усова
Задумка все-таки необычная: из простого троллейбуса сделать сцену для спектаклей. Как вы реализовали этот проект и окупились ли затраты?

Мы выиграли грант (чуть более полумиллиона рублей) и оформили троллейбус с помощью художников Боголюбовского художественного училища: всенародным голосованием выбрали эскиз, который стал украшением фасада нашего троллейбуса. Но всю внутреннюю часть мы придумывали сами, своими силами. Меняли полы, затаскивали старинное пианино XIX века, вешали люстру. Благо, и с руками, и с фантазией у нас все в порядке.

Как меняются декорации в ходе спектакля?

Троллейбус движется – декорации меняются. Интересно, как каким-то необыкновенным образом ход и события пьесы «Три сестры» совпали с декорациями нашего города. Случайно получается, что, когда главный герой говорит про большую реку и про русский климат, мы как раз проезжаем в том месте, где видно Волгу. Когда речь идет про главпочтамт, на котором работает одна из героинь, троллейбус проезжает рядом с главной почтой города. Когда сестры наконец решаются уехать в Москву, мы подъезжаем к вокзалу. И так далее. Ничего не нужно было изобретать, все как-то само легло. Что касается занавеса и смены действий – в этом и есть интерес, все рассчитать так, чтобы актеры заходили и выходили в нужный момент.
Для спектаклей также были выбраны задний двор бывшего Дворца Пионеров и лес в Октябрьском ущелье. Планируете ли увеличивать список локаций? Как выбираются площадки, кроме троллейбуса?

Все площадки появляются сами собой. Например, есть место, где Олег Павлович делал первые театральные шаги, мы его называем «дворик Табакова». Он старинный, аутентичный – там интересная кладка – но в то же время закрытый и тихий, хотя в центре города. Отлично подошел для нашей театральщины! То же самое с лесом: мы очень любим нашу Кумысную поляну, полчаса езды, и ты уже находишься в настоящем лесу. Нельзя было не поставить здесь атмосферную пьесу Островского.

Сейчас мы готовимся к большому проекту, который будет проходить на острове, что тоже логично: есть Волга, хочется раскрыть тему, связанную с водой, отчуждением. Готовимся ставить «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. Ну и разрабатываем что-то к зимнему периоду… Пока раскрывать все карты не будем, но фанатам Кинга и Шекспира точно понравится. В нашем городе вообще легко творить: он одновременно старинный и современный, с интересным видом.
Наверное, вы не первый раз уже слышите этот вопрос: есть ли возможность любому желающему стать частью вашего коллектива?

На самом деле, в первый раз слышу такой вопрос. Как правило, никто не спрашивает. Раньше мы работали с творческими ребятами из студенческой среды, которые заканчивают театральные вузы. Сейчас мы хотим видеть новые лица, знакомиться с талантливой молодежью, чтобы наши ряды постоянно пополнялись.

Ваш театр уже покорил Ростов-на-Дону, Казань, Санкт-Петербург и, конечно же, Саратов. Каковы дальнейшие планы?

Мы путешествовали по городам, когда театр только становился: ездили на фестивали, чтобы набраться опыта, пообщаться с критиками, увидеть другие коллективы. Это всегда была фестивальная история: призовые места, обратная связь от именитых членов жюри, интересные мастер-классы. Сейчас мы планируем развиваться в рамках родного города, нам он очень нравится. Здесь мы знаем и понимаем, что нужно жителям, делимся с ними своими работами, идеями, мыслями, чувствами.