World Club news

Поколение «И»

В этом году Институт развития бизнеса и стратегий (ИРБиС) отмечает 35-летний юбилей. О том, как менялось образовательное учреждение за эти годы и как сегодня находит подход к студентам, мы поговорили с его учредителем – доктором экономических наук, кандидатом педагогических наук Варварой Даньшиной
35 лет – цифра по-настоящему впечатляющая. Расскажите, какой путь прошел ИРБиС, и что он представляет из себя сегодня?

История названия «Институт развития бизнеса и стратегий» показательна. Оно появилось примерно в 2008 году, сменив прежние концепции. Со временем мы сделали осознанный акцент на слове «развитие», в то время как понятие «бизнес» существенно расширилось. Оно уже не ограничивается традиционными рамками и включает в себя специальности, которые не всегда прямо ассоциируются с бизнесом: информационные системы и программирование, туризм и гостеприимство, юриспруденция, декоративно-прикладное искусство, сестринское дело. Мы, можно сказать, провели своеобразную декомпозицию понятия «бизнес» на составные элементы. Теперь из них, как из мозаики, можно собирать уникальные траектории для профессионального и карьерного роста независимо от направления обучения.
Из каких элементов, на ваш взгляд, складывается эта мозаика? И как вы включаете развитие предпринимательского мышления в программу обучения на специальностях, где связь с бизнесом неочевидна?

Наша методология основана на двух ключевых принципах. Первый – это формирование мышления роста. Мы показываем студентам, что нет невозможных задач. Когда человек на собственном опыте проходит путь от идеи к результату – особенно если изначально цель казалась недостижимой – у него формируется устойчивый паттерн успеха. Эмоции от достижения, ощущение азарта и самоэффективности мотивируют его повторять этот опыт снова и снова.

Второй принцип – обучение работе с возможностями. Мы постоянно предоставляем студентам различные возможности, часто те, которые они изначально не осознают как потенциальный ресурс. Мы учим замечать эти шансы, оценивать и использовать – но также и расставлять приоритеты. С первого сентября на всех специальностях параллельно с основными образовательными дисциплинами идет программа «Целеполагание», которая помогает освоить эти навыки.
Расскажите об этой программе подробнее

В ИРБиС мы предлагаем студентам различные треки – так мы называем дополнительные занятия. В первом семестре их 11: от театрального мастерства и английского до хайкинга и планкинга. Учащимся нужно выбрать два направления и по каждому из них сформулировать конкретные результаты, которых они планируют достичь за первый семестр. Ключевое требование – цели должны соответствовать критериям SMART: быть измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными во времени. В декабре студенты представляют свои итоги на конференции: рассказывают о пути, стартовой точке и результатах. Это позволяет наглядно увидеть прогресс и поделиться опытом.

Это собственная разработка ИРБиС или вы используете готовые образовательные решения?

В сферу образования мы переносим классические бизнес-технологии. В предпринимательской среде все устроено ровно так же: есть глобальная миссия, на ее основе формируется стратегия, которая, в свою очередь, декомпозируется на конкретные цели. Эти цели разбиваются на задачи, а эффективность их выполнения оценивается по ключевым показателям. Именно по этому принципу и строится наша программа.
В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ЕСТЬ ТАКОЕ ПОНЯТИЕ, КАК «ИНТУИТИВНАЯ ПРОЗОРЛИВОСТЬ». МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО И РЕБЯТА, И УЖЕ ВЗРОСЛЫЕ ВЫПУСКНИКИ, КОТОРЫЕ В СВОЕ ВРЕМЯ СВЯЗАЛИ СВОЙ ПУТЬ С ИРБиС, В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ ПРИНЯЛИ ИМЕННО ИНТУИТИВНО ПРОЗОРЛИВОЕ РЕШЕНИЕ
Ваша связь с бизнесом – не просто в названии или применяемых технологиях, она прямая и непосредственная. Как я знаю, с институтом сотрудничает множество известных саратовских предпринимателей: они выступают в роли коучей, тьюторов и наставников для студентов. Расскажите, как зародилось это сотрудничество?

У нас даже есть специальный термин – «амбассадор ИРБиС». Он распространяется как на студентов, так и на представителей бизнеса. Я думаю, желание сотрудничать с нами лежит в области социальной ответственности. Наступает момент, когда успешный профессионал, достигнув определенного уровня личностного и карьерного роста, испытывает потребность делиться опытом. И тогда он ищет площадку для передачи знаний. Конечно, у некоторых могут быть и фоновые мотивы: кто-то хочет присмотреть себе перспективных сотрудников, кто-то – почувствовать энергию молодого поколения. Однако главным приоритетом, мне кажется, остается именно внутренняя зрелость и желание делиться.
В социальных сетях ИРБиС я увидела, что в этом году вы получили лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам высшего образования

Совершенно верно. Лицензию получили почти в конце приемной кампании, но нам удалось успешно завершить набор по направлению «Экономика» (профиль «Финансы и кредит»). Теперь наша образовательная экосистема полностью сформирована: она включает среднее профессиональное образование, высшее и постдипломное.
Чем ИРБиС может быть полезен бизнесу?

С компаниями мы работаем по разным направлениям. Сейчас, например, очень популярны такие темы, как эмоциональный интеллект и критическое мышление – по ним мы проводим отдельные тренинги. Также у нас запущена крупная программа по HR и развитию персонала. Кроме того, стабильно высоким спросом пользуется обучение управлению конфликтами и переговорным методикам. И, конечно, нашим флагманским продуктом остается MBA. Это ключевое направление, которое мы ведем без перерывов с самого основания.
ИРБиС – это:

35 лет успешной работы в Саратове
8 востребованных специальностей
Высококвалифицированные преподаватели
Наставники-практики Насыщенная студенческая жизнь
В ИРБиС вы работаете с представителями разных возрастных групп: вчерашними школьниками, студентами и состоявшимися бизнесменами. Насколько отличается подача материала для этих аудиторий? И действительно ли новому поколению нужен особый подход?

Уверена, что для современных студентов-первокурсников традиционный лектор за кафедрой – это абсолютно устаревший формат, который их совершенно не вовлекает. Если лекционный контент необходим, его следует полностью оцифровать. Это дает студентам возможность самостоятельно пересматривать материал, возвращаться к сложным моментам и изучать его в удобном формате – например, через наушники во время прогулки или поездки на велосипеде. Такой образ жизни стал органичной частью образовательного процесса. Поэтому мы сознательно уходим от скучных лекций. Весь материал мы адаптируем – подаем его в виде коротких, емких форматов, соответствующих клиповому мышлению современной молодежи.

В вашем ответе я заметила важную вещь: вы констатировали, что традиционный лекционный формат теперь невозможно дослушать, но – в отличие от многих – без раздражения и осуждения. Обычно это звучит иначе: «Внимание как у золотой рыбки, они ничего не могут!». Как вы в целом относитесь к новому поколению и ко всем тем характеристикам, которые сегодня приписывают молодежи?

Я предпочитаю находить в этом плюсы и использовать их. Например, я заметила ключевую особенность «зумеров»: они готовы на все. Если у них есть интерес, они без колебаний выступят, снимут ролик или первыми заговорят со взрослым высокого статуса. У них нет тех сдерживающих барьеров, которые часто были у предыдущих поколений. И для предпринимательства это исключительно ценное качество.
Какие ключевые навыки будут необходимы людям, которым выходить на рынок труда через 5-10 лет?

Ключевое качество – это адаптивность. Мир меняется так быстро, что просто обучаемости, как раньше, уже недостаточно. Нужно чувствовать тренды и понимать, какие действия необходимо совершить, чтобы не отстать от стремительного развития.
Используете ли вы нейросети, технологии искусственного интеллекта в вашем образовательном процессе?
В этом году мы планируем масштабно внедрить эти практики. В частности, спецкурсы с наставниками по каждой специальности будут так или иначе связаны с искусственным интеллектом. Например, студенты направления «Торговое дело» используют искусственный интеллект для бизнес-моделирования различных стартапов. При этом мы намеренно берем за основу проекты, которые могут казаться нереалистичными с точки зрения традиционного бизнес-восприятия. Наша цель – с помощью ИИ полностью пройти путь бизнес-моделирования: описать целевую аудиторию, разработать финансовую модель, определить продукт и продумать стратегию его продвижения на рынке.
В теме нашего номера мы использовали интригующее сочетание «Поколение И». Что объединяет ваших студентов – и тех, кто учился 35 лет назад, и сегодняшних? В чем суть «поколения И» – кроме связи с брендом ИРБиС?

В английском языке есть такое понятие, как «интуитивная прозорливость». Мне кажется, что и ребята, и уже взрослые выпускники, которые в свое время связали свой путь с ИРБиС, в какой-то степени приняли именно интуитивно прозорливое решение. Я часто слышу подобные отзывы: «Я ходил на дни открытых дверей в несколько вузов, но когда зашел в ИРБиС – сразу понял, что это мое, и больше никуда идти не нужно». Есть еще одно важное наблюдение. Во многих книгах об успехе, где авторы делятся своими кейсами, если читать внимательно, всегда находится переломный момент. Несмотря на все усилия, знания и попытки, успех случается, когда ты просто оказываешься в нужное время в нужном месте. Мне кажется, что для наших студентов факт попадания в ИРБиС и стал такой точкой. А дальше, конечно, требуется работа: накапливать багаж знаний, перерабатывать опыт, учиться и адаптироваться. Но именно здесь, в ИРБиС, для них и начинается этот путь.
Университетская, 36 строение 1
8 (8452) 40-17-11
www.irbis-edu.ru

Текст: Людмила Тугарина
Фото: Ирина Захаркина
Материалы номера