World Club news

Зачем регионам креатив?

Про креативные индустрии сейчас говорить модно. Принят новый федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий». Профессионалы отрасли хоть как-то теперь могут общаться в одной понятийной системе координат. Есть рамочный план развития креативных индустрий в регионах. Но пока все это интересно лишь специалистам. А для обывателя это очередная волна хайпа, как было раньше с урбанизацией: «наверняка сейчас придумают новую тему, раздадут грантов, залетят заезжие специалисты из столицы, чтобы причинить нам добро и рассказать, как сделать из Саратова город-сад»…
Дмитрий Шаров
партнер бюро исследования
и развития креативных индустрий «Бирки»
Действительно, такой риск есть. Потому что чем более непонятное явление, тем больше «пассажиров» хотят успеть на этот паровоз хайпа и срубить немного денежных знаков, просто используя правильные ключевые слова: «креативные индустрии», «локальная идентичность», «креативный кластер», «креативная специализция» и т. п.

Чтобы нам не было мучительно больно наблюдать за тем, как очередное хорошее дело не выдерживает испытание реальностью, давайте разберемся, что это все значит, зачем оно нам надо (и надо ли?).

Простыми словами

Немного сокращенная цитата из нового закона:
  • креативная (творческая) индустрия — экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью;
  • креативный продукт — результат интеллектуальной деятельности, а также продукция, работы, услуги, добавленная стоимость которых обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Что здесь принципиально важно? Первое — продукт (товар или услуга), который является результатом интеллектуальной деятельности. Второе — экономическая деятельность, связанная с продвижением и реализацией этого продукта. То есть, если вы дома написали картинку ради себя и своей семьи, то вы еще не субъект креативной индустрии. Если вы написали картину и решили ее продать — бинго, все совпало.

А чтобы нам всем не было сложно отличать креативные индустрии от мух, в новом законе приведен перечень отраслей, подпадающих под определение:
  • индустрии, основанные на историко-культурном наследии (народно-художественные промыслы, галереи, музеи);
  • индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства, результатах издательской деятельности, результатах исполнительской деятельности (фото, книги, музыка, театр, цирк, кино, хореография);
  • индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях (IT, ТВ, радио, видеоигры, реклама, маркетинг, pr);
  • индустрии, основанные на прикладном творчестве (включая создание и производство одежды, аксессуаров, декоративно-прикладное и сценографическое искусство, дизайн, архитектуру, гастрономию).

Мягкая сила

Для чего региону нужно развивать креативные индустрии? Ответ на поверхности: ради денег. Благодаря этому происходит увеличение ВРП — внутреннего регионального продукта. Другой, менее очевидный профит — снижение оттока населения. В современном мире между территориями (регионы, города, страны) идет активная борьба за таланты. Таланты создают инновации, делают жизнь региона лучше. Городская инфраструктура и фокус на развитие креативных индустрий может привлечь и удержать ценный человеческий капитал. К счастью или сожалению, тут нет никакой магии — это сфокусированная планомерная кропотливая и рутинная работа, которую нельзя заменить проведением фестиваля, форума или ярмарки.

Хотя о креативных индустриях заговорили недавно, на самом деле они с нами были всегда и каждый день делают нашу жизнь немного удобнее и лучше. Телевидение, онлайн-стриминги, новые серии любимых сериалов, спектакль в театре, выставка в музее, книги, картины, экскурсии — это плоды креативных индустрий. Операционные системы, сервисы заказа такси, карты, навигация, онлайн-банкинг, игры, мессенджеры — тоже креативные индустрии. Даже проектирование новых дорожных развязок, парка или общественного пространства — часть этой большой системы.

Одним из ярких примеров успехов государственной политики по развитию креативных индустрий является Южная Корея. В 2013 году правительство страны приняло стратегическое решение по развитию креативной экономики и сделало ставку на мягкую силу в экспансии своих творческих продуктов на глобальном рынке. Результат этой политики вы можете видеть сами: K-pop группы захватывают умы молодежи, корейская косметика продается в каждом магазине, корейские сериалы и фильмы покупает Netflix (с безусловным мировым хитом «Игра в кальмара»).

Инструкция по применению

Что важно для развития креативных индустрий в регионе?

Первое и одно из самых главных условий — включенность и активное участие администрации. Опыт передовых регионов России (а это не только Москва или Питер, а Красноярск, Ханты-Мансийск, Калининград, Якутия) показывает, что одних гражданских инициатив недостаточно. Какой бы перспективной ни была идея или продукт, без вовлеченности и поддержки органов исполнительной власти региона вся эта история просто сдуется, так и не достигнув результата.

Второе — выявление креативной специализации (или приоритетной отрасли) региона. Нельзя быть классным во всем и одновременно двигать все сферы креативных индустрий. Казалось бы, очевидная мысль, но выбрать свою специализацию — задача сложная, дискуссионная и небыстрая. Якутия, например, качает региональное кино, Красноярск — гастрономию. Выбор, в идеале, строится на глубоком междисциплинарном анализе: социологии, истории, антропологии, маркетинге, культуре. На его основе можно построить план стратегического развития креативных индустрий и обязательно привязать его к общему плану развития региона.

И еще один важный фактор — формирование городского сообщества. Сейчас в Саратове мало горизонтальных связей: поэты не знают про маркетологов, маркетологи — про художников, художники — про архитекторов. И так далее. Нужны площадки для общения, знакомства и синергии. Я верю, что у нашего города и области есть огромный потенциал, который мы все можем совместно реализовать.
Материалы номера