Как художник новых медиа и евангелист AI-арта, я постоянно обсуждаю с людьми роль искусственного интеллекта в творчестве, дизайне и бизнесе. И если выделить вопросы, которые звучат чаще всего, то все сводится к двум ключевым страхам: «ИИ оставит меня без работы» и «ИИ украдет мою интеллектуальную собственность». Давайте разберемся, насколько они обоснованны
ЯР КИРСАНОВ
междисциплинарный художник, digital/NFT-artist, дизайнер
Участник многочисленных международных выставок и арт-ярмарок
междисциплинарный художник, digital/NFT-artist, дизайнер
Участник многочисленных международных выставок и арт-ярмарок
Что мы имеем в виду под AI
Искусственный интеллект – это имитация процессов человеческого интеллекта алгоритмическими системами. Например, ИИ научился обработке информации на естественном языке, распознаванию речи и образов – машинному зрению. Если мы говорим об AI в искусстве, то, в первую очередь, имеем в виду генеративные модели (для создания изображения, видео и звука) и LLM – большие языковые модели (для размышлений, поиска, категоризации и отбора информации). Эти генеративные модели на слуху даже у тех, кто не использует нейросети: Midjourney, DALL-E, Кандинский. Именно благодаря им соцсети ежедневно заполняются тысячами изображений, мемов и видео-роликов. Наиболее известные языковые модели – ChatGPT, Deepseek, Gemini. С помощью них художники составляют экспликации к работам, брейнштормят концепции выставок, составляют контент-планы в соцсети и пресс-релизы.
Искусственный интеллект – это имитация процессов человеческого интеллекта алгоритмическими системами. Например, ИИ научился обработке информации на естественном языке, распознаванию речи и образов – машинному зрению. Если мы говорим об AI в искусстве, то, в первую очередь, имеем в виду генеративные модели (для создания изображения, видео и звука) и LLM – большие языковые модели (для размышлений, поиска, категоризации и отбора информации). Эти генеративные модели на слуху даже у тех, кто не использует нейросети: Midjourney, DALL-E, Кандинский. Именно благодаря им соцсети ежедневно заполняются тысячами изображений, мемов и видео-роликов. Наиболее известные языковые модели – ChatGPT, Deepseek, Gemini. С помощью них художники составляют экспликации к работам, брейнштормят концепции выставок, составляют контент-планы в соцсети и пресс-релизы.
AI ≠ Интеллект
Чтобы спокойнее относиться к ИИ в искусстве и других сферах, важно понимать: ИИ – это не разум. Это просто алгоритм, который обрабатывает данные по заданным правилам. Вся его «интеллектуальность» – лишь антропоцентристская аналогия, иллюзия. По сути, ИИ не мыслит, он вычисляет, какое слово, код или изображение лучше всего соответствуют шаблонам в его данных. Когда мы перестаем очеловечивать алгоритмы, многие острые вопросы теряют свою пугающую окраску.
AI-искусство – кто автор?
В 2018 году на торгах Christie’s в Нью-Йорке был продан первый в мире портрет, созданный алгоритмом. «Портрет Эдмонда де Белами» ушел за $432,5 тысячи, что в 43 раза превосходит предварительную оценку в $10 тыс. Искусственный интеллект, создавший портрет из серии изображений вымышленного семейства Белами, был разработан парижским коллективом Obvious. Проект поставил ряд щекотливых вопросов перед арт-сообществом, в частности, кому принадлежит авторство и как оценивать переиспользование работ художников в датасетах, на которых обучался алгоритм. Так кто автор: человек, нажимающий кнопку? Алгоритм? Команда разработчиков модели?
На данный момент проблема имеет юридическое решение, варьирующееся в зависимости от страны и политики коммерческого провайдера AI-сервиса. В руководстве 2023 года Бюро регистрации авторских прав США отметило, что может зарегистрировать оригинальное произведение только при условии, что оно создано человеком. Картинки и другие результаты, полностью сгенерированные ИИ, не могут признаваться охраняемыми объектами. Аналогичный подход действует и в Австралии. В Российской Федерации, согласно статье 1228 ГК РФ, автором может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. То есть, если нейросеть генерирует контент по простому запросу, то результат не защищен авторским правом – это лишь технический вывод данных.
Чтобы спокойнее относиться к ИИ в искусстве и других сферах, важно понимать: ИИ – это не разум. Это просто алгоритм, который обрабатывает данные по заданным правилам. Вся его «интеллектуальность» – лишь антропоцентристская аналогия, иллюзия. По сути, ИИ не мыслит, он вычисляет, какое слово, код или изображение лучше всего соответствуют шаблонам в его данных. Когда мы перестаем очеловечивать алгоритмы, многие острые вопросы теряют свою пугающую окраску.
AI-искусство – кто автор?
В 2018 году на торгах Christie’s в Нью-Йорке был продан первый в мире портрет, созданный алгоритмом. «Портрет Эдмонда де Белами» ушел за $432,5 тысячи, что в 43 раза превосходит предварительную оценку в $10 тыс. Искусственный интеллект, создавший портрет из серии изображений вымышленного семейства Белами, был разработан парижским коллективом Obvious. Проект поставил ряд щекотливых вопросов перед арт-сообществом, в частности, кому принадлежит авторство и как оценивать переиспользование работ художников в датасетах, на которых обучался алгоритм. Так кто автор: человек, нажимающий кнопку? Алгоритм? Команда разработчиков модели?
На данный момент проблема имеет юридическое решение, варьирующееся в зависимости от страны и политики коммерческого провайдера AI-сервиса. В руководстве 2023 года Бюро регистрации авторских прав США отметило, что может зарегистрировать оригинальное произведение только при условии, что оно создано человеком. Картинки и другие результаты, полностью сгенерированные ИИ, не могут признаваться охраняемыми объектами. Аналогичный подход действует и в Австралии. В Российской Федерации, согласно статье 1228 ГК РФ, автором может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. То есть, если нейросеть генерирует контент по простому запросу, то результат не защищен авторским правом – это лишь технический вывод данных.
Авторское право применительно к AI в искусстве только формируется, однако главное, что нужно иметь в виду: автор всегда – это человек, задавший намерение и контекст. Эта логика работала и до нейросетей, когда художникам помогали подмастерья, субподрядчики и даже целые предприятия (например, у Дэмиэна Херста). Однако, чтобы доказать в России права на созданное вами произведение, придется предъявить артефакты: эскизы, логи чата, подтверждающие, что вы правили замысел; ассеты программ, в которых вы проводили монтаж; правки, цветокор и так далее.
Как меняется процесс творчества
Как человек, работающий в индустрии AI не первый год, я выделил семь ключевых трендов:
1. Все еще более ускоряется: быстрее процесс производства – больше объем производимого продукта
2. В первую очередь, важны идея/драматургия, а не визуал
3. Инструменты ситуативны и меняются каждую неделю
4. Художник постоянно адаптируется к технологиям
5. Насмотренность и эрудиция важнее опыта работы руками
6. Планка визуала выросла, достичь вау-эффекта становится все сложнее
7. AI с его развитием требует все больше и больше экспериментов
Соответственно, поменялись алгоритмы работы над произведениями искусства. Сейчас очень условно творческий процесс можно представить в виде цепочки: Идея – Промптинг (работа с нейросетью) –Результат – Коррекция человеком результата – Итоговый продукт.
Как человек, работающий в индустрии AI не первый год, я выделил семь ключевых трендов:
1. Все еще более ускоряется: быстрее процесс производства – больше объем производимого продукта
2. В первую очередь, важны идея/драматургия, а не визуал
3. Инструменты ситуативны и меняются каждую неделю
4. Художник постоянно адаптируется к технологиям
5. Насмотренность и эрудиция важнее опыта работы руками
6. Планка визуала выросла, достичь вау-эффекта становится все сложнее
7. AI с его развитием требует все больше и больше экспериментов
Соответственно, поменялись алгоритмы работы над произведениями искусства. Сейчас очень условно творческий процесс можно представить в виде цепочки: Идея – Промптинг (работа с нейросетью) –Результат – Коррекция человеком результата – Итоговый продукт.
AI всех заменит и AI убивает [нужное подставить]
История технологических революций в искусстве полна драматичных предсказаний о «смерти» старых медиумов. Но реальность каждый раз опровергает эти страхи. В 1839 году художники считали, что фотография уничтожит живопись, но появились импрессионизм и модернизм. Сэмплеры в 1980-х обвиняли в уничтожении музыки, но именно они стали основой хип-хопа и электроники. Когда в 1990-м появился Photoshop, считалось, что исчезнут ретушеры, а в итоге цифровая ретушь стала мощной индустрией.
Безусловно, AI сильно повлиял на то, как сейчас работает медиа-искусство, IT и дизайн. Появились новые профессии: Prompt-инженер, AI-иллюстратор, AI-тренер, редактор по обучению нейросетей, ML-инженер. В среднем на одном только HeadHunter за год появляется 50+ AI-специализированных вакансий, и это лишь начало трансформации рынка труда. Навык осознанной работы с нейросетями превращается в новую цифровую грамотность, без которой невозможно оставаться конкурентоспособным специалистом.
Сегодня уже очевидно: ИИ прочно вошел не только в художественные практики, но и в ткань нашей повседневности. Но вместо страхов перед технологией, стоит прислушаться к словам турецкого медиахудожника Рефика Анадола: «AI – не конкурент, а инструмент. От нас зависит, каким будет искусство Будущего». Именно этот гуманистический подход позволяет превратить технологические возможности в подлинное творчество.
История технологических революций в искусстве полна драматичных предсказаний о «смерти» старых медиумов. Но реальность каждый раз опровергает эти страхи. В 1839 году художники считали, что фотография уничтожит живопись, но появились импрессионизм и модернизм. Сэмплеры в 1980-х обвиняли в уничтожении музыки, но именно они стали основой хип-хопа и электроники. Когда в 1990-м появился Photoshop, считалось, что исчезнут ретушеры, а в итоге цифровая ретушь стала мощной индустрией.
Безусловно, AI сильно повлиял на то, как сейчас работает медиа-искусство, IT и дизайн. Появились новые профессии: Prompt-инженер, AI-иллюстратор, AI-тренер, редактор по обучению нейросетей, ML-инженер. В среднем на одном только HeadHunter за год появляется 50+ AI-специализированных вакансий, и это лишь начало трансформации рынка труда. Навык осознанной работы с нейросетями превращается в новую цифровую грамотность, без которой невозможно оставаться конкурентоспособным специалистом.
Сегодня уже очевидно: ИИ прочно вошел не только в художественные практики, но и в ткань нашей повседневности. Но вместо страхов перед технологией, стоит прислушаться к словам турецкого медиахудожника Рефика Анадола: «AI – не конкурент, а инструмент. От нас зависит, каким будет искусство Будущего». Именно этот гуманистический подход позволяет превратить технологические возможности в подлинное творчество.
Скептическое восприятие AI в искусстве сводится к четырем вопросам:
Кто автор? Человек, корпорация или алгоритм? Кто несет ответственность?
Честно ли это? AI обучается на работах реальных художников, часто без их согласия
Справедливо ли это? ИИ снижает спрос на труд живых авторов
К чему приводит? AI воспроизводит «усредненный стиль», что угрожает культурному разнообразию