Словосочетанием genius loci (гений места) римляне называли духа-покровителя какого-либо места. Впоследствии контекст латинского выражения расширился, оно обросло новыми смыслами. Гений места в современном мире — это яркая личность, жизнь и дело которой тесно связаны с определенной локацией.
Три героя этого материала меняют пространство к лучшему на разных уровнях: Михаил Коробкин восстанавливает русские избы в селе Золотом, Лилия Пастушкова создает безопасное место для молодежи и подростков, а Дмитрий Шаров показывает Саратов, в который невозможно не влюбиться, в проекте «Проводники» при поддержке ВЭБ.РФ.

МИХАИЛ КОРОБКИН
Создатель сети гостевых домов в селе Золотое
Пандемия и сложности с международными перелетами подстегнули интерес не только к внутреннему туризму, но и к такому ультра-локальному направлению, как «избинг». Во многих регионах России на территории малых городов, сел и деревень энтузиасты стали восстанавливать деревянные дома и делать их комфортными для гостевого проживания.
Для туристов это возможность погрузиться в атмосферу «медленной жизни» и узнать больше о традициях места, познакомиться с историей. А для локаций, где появляются такие объекты, — восстановление утраченной архитектуры и сохранение культурного наследия, рост местной экономики и привлечение инвестиций.
Девелопер Михаил Коробкин развивает село Золотое в 100 километрах от Саратова. Его главная задача — создать новое туристическое направление, построив уникальный номерной фонд из изб. Михаил рассказывает, как пришел в эту сферу: «Сейчас славянская культура вызывает интерес и начинает возрождаться. Появляются бренды одежды, музыкальные группы и рестораны в современном славянском стиле. Но самое захватывающее лично для меня — куда ведут архитектурные и интерьерные решения. По сути, начинает формироваться новый стиль, новый культурный код. Я давно занимаюсь недвижимостью, как девелоперу мне интересно создавать уникальные объекты, а село — пока диковинка для нас всех. Сейчас к проживанию в Золотом доступны три избы, и одна готовится к сдаче. Также скоро запустим автодом, который появится на склоне с шикарным видом на Волгу».
Деревни и села долгое время являлись брошенной и забытой территорией, но сейчас люди тянутся туда. Влечет близость к природе и экологичность мест, поиск новых смыслов через соприкосновение с прошлым, возможность отключиться от ревущего инфопотока.
«Я попал в село Золотое случайно и сразу же влюбился в эту местность, у нее большое будущее. Люди устали от достигаторства и успешного успеха, им хочется умиротворения и спокойствия. Поэтому гостям так нравится наш тур: полное погружение в сельскую жизнь на несколько дней. Ночевка в настоящей избе, при этом со всеми удобствами и сервисом гостиницы. Есть разнообразные активности: почасовая баня, аренда мопеда, весельной или моторной лодки, велосипедов и сапов. Также можно поучаствовать в мастер-классах на ваш выбор: витражная техника, лепка из глины, валяние из шерсти, плетение венков и ковров из трав, коллективная лепка пельменей, групповая йога и другое. Наше большое желание — сказать свое слово в новом современном русском стиле, и мы это сделаем. Теперь никто не стесняется деревень! Стереотипы о селах рушатся, малые территории обретают небывалую эстетику. Правильно сказал Сергей Кислин из села Лох: „До села нужно дорасти“».
золотое.рф
Для туристов это возможность погрузиться в атмосферу «медленной жизни» и узнать больше о традициях места, познакомиться с историей. А для локаций, где появляются такие объекты, — восстановление утраченной архитектуры и сохранение культурного наследия, рост местной экономики и привлечение инвестиций.
Девелопер Михаил Коробкин развивает село Золотое в 100 километрах от Саратова. Его главная задача — создать новое туристическое направление, построив уникальный номерной фонд из изб. Михаил рассказывает, как пришел в эту сферу: «Сейчас славянская культура вызывает интерес и начинает возрождаться. Появляются бренды одежды, музыкальные группы и рестораны в современном славянском стиле. Но самое захватывающее лично для меня — куда ведут архитектурные и интерьерные решения. По сути, начинает формироваться новый стиль, новый культурный код. Я давно занимаюсь недвижимостью, как девелоперу мне интересно создавать уникальные объекты, а село — пока диковинка для нас всех. Сейчас к проживанию в Золотом доступны три избы, и одна готовится к сдаче. Также скоро запустим автодом, который появится на склоне с шикарным видом на Волгу».
Деревни и села долгое время являлись брошенной и забытой территорией, но сейчас люди тянутся туда. Влечет близость к природе и экологичность мест, поиск новых смыслов через соприкосновение с прошлым, возможность отключиться от ревущего инфопотока.
«Я попал в село Золотое случайно и сразу же влюбился в эту местность, у нее большое будущее. Люди устали от достигаторства и успешного успеха, им хочется умиротворения и спокойствия. Поэтому гостям так нравится наш тур: полное погружение в сельскую жизнь на несколько дней. Ночевка в настоящей избе, при этом со всеми удобствами и сервисом гостиницы. Есть разнообразные активности: почасовая баня, аренда мопеда, весельной или моторной лодки, велосипедов и сапов. Также можно поучаствовать в мастер-классах на ваш выбор: витражная техника, лепка из глины, валяние из шерсти, плетение венков и ковров из трав, коллективная лепка пельменей, групповая йога и другое. Наше большое желание — сказать свое слово в новом современном русском стиле, и мы это сделаем. Теперь никто не стесняется деревень! Стереотипы о селах рушатся, малые территории обретают небывалую эстетику. Правильно сказал Сергей Кислин из села Лох: „До села нужно дорасти“».
золотое.рф


ЛИЛИЯ ПАСТУШКОВА
Директор АНО «Всегда рядом»
Первые два десятилетия XXI века в России стали важным временем для появления и развития некоммерческих организаций (НКО). Некоммерческий сектор гражданского общества считается третьим после государственного и коммерческого. И если главной целью бизнеса является прибыль, а для государства — политический капитал, то для некоммерческих организаций — общественная польза. Изменение социальных сценариев, вовлечение в волонтерство, складывание сообществ и создание инфраструктуры НКО — то, что горожане наблюдают своими глазами.
В некоммерческий сектор Лилия Пастушкова попала из юриспруденции благодаря стремлению помогать сиротам. Общепринятые акции со сценками и подарками для воспитанников детских домов казались ей нерезультативными, поэтому в поисках взвешенной методики она прошла в Москве обучение технологии наставничества. Вскоре применила ее на практике, а в процессе так привязалась к своему «младшему другу», что стала приемной мамой. Параллельно к 2018 году вокруг сложилась команда единомышленников, а в 2021-м была зарегистрирована
АНО «Всегда рядом».
Сейчас организация работает по четырем направлениям: программа индивидуального наставничества для взрослых, которые готовы взять роль старшего друга воспитанников детдомов от 12 лет; программа корпоративного наставничества для бизнеса, готового брать на стажировки и нанимать на работу подростков и молодежь; клубы приемных семей для постоянной помощи и консультаций и подростковый центр «Всегда рядом». Центр открылся в этом году в помещении на углу Рабочей и Вольской, которое было предоставлено в безвозмездное пользование. Помогали с ремонтом, обстановкой и оргтехникой неравнодушные предприниматели и частные лица. Например, граффити выполнил художник Юрий Быков.
«Мы ждем в подростковом центре „Всегда рядом“ всех ребят, которые ищут место, чтобы общаться, дружить. У нас можно играть в настолки, смотреть фильмы, устраивать дискотеки, участвовать в развивающих программах под руководством психологов, заниматься арт-терапией, спортом, определяться с будущей профессией и не только. Группы собираются по пятницам и субботам, а приходить в центр можно в любой день. Наша задача — сделать дружелюбное пространство, где подростки будут чувствовать себя в безопасности и говорить открыто», — говорит Лилия.
Будущее проекта она видит очень масштабно: кроме оснащения центра в Саратове от оргтехники до открытия любительской фотостудии она мечтает о таком же центре в Энгельсе. А настоящей мечтой называет возможность масштабирования опыта и открытие таких центров во всех районах Саратовской области. «Я хочу, чтобы каждый подросток, каждая замещающая семья имели поддержку, чтобы наше сообщество росло и росло!»
Группа АНО «Всегда рядом»
В некоммерческий сектор Лилия Пастушкова попала из юриспруденции благодаря стремлению помогать сиротам. Общепринятые акции со сценками и подарками для воспитанников детских домов казались ей нерезультативными, поэтому в поисках взвешенной методики она прошла в Москве обучение технологии наставничества. Вскоре применила ее на практике, а в процессе так привязалась к своему «младшему другу», что стала приемной мамой. Параллельно к 2018 году вокруг сложилась команда единомышленников, а в 2021-м была зарегистрирована
АНО «Всегда рядом».
Сейчас организация работает по четырем направлениям: программа индивидуального наставничества для взрослых, которые готовы взять роль старшего друга воспитанников детдомов от 12 лет; программа корпоративного наставничества для бизнеса, готового брать на стажировки и нанимать на работу подростков и молодежь; клубы приемных семей для постоянной помощи и консультаций и подростковый центр «Всегда рядом». Центр открылся в этом году в помещении на углу Рабочей и Вольской, которое было предоставлено в безвозмездное пользование. Помогали с ремонтом, обстановкой и оргтехникой неравнодушные предприниматели и частные лица. Например, граффити выполнил художник Юрий Быков.
«Мы ждем в подростковом центре „Всегда рядом“ всех ребят, которые ищут место, чтобы общаться, дружить. У нас можно играть в настолки, смотреть фильмы, устраивать дискотеки, участвовать в развивающих программах под руководством психологов, заниматься арт-терапией, спортом, определяться с будущей профессией и не только. Группы собираются по пятницам и субботам, а приходить в центр можно в любой день. Наша задача — сделать дружелюбное пространство, где подростки будут чувствовать себя в безопасности и говорить открыто», — говорит Лилия.
Будущее проекта она видит очень масштабно: кроме оснащения центра в Саратове от оргтехники до открытия любительской фотостудии она мечтает о таком же центре в Энгельсе. А настоящей мечтой называет возможность масштабирования опыта и открытие таких центров во всех районах Саратовской области. «Я хочу, чтобы каждый подросток, каждая замещающая семья имели поддержку, чтобы наше сообщество росло и росло!»
Группа АНО «Всегда рядом»


ДМИТРИЙ ШАРОВ
Куратор социокультурного проекта «Проводники»
Поиск региональной идентичности, городской брендинг, развитие территорий, повышение туристической привлекательности — эти темы вышли на первый план в последние несколько лет. Новая экономическая и геополитическая реальность заставляют нас, горожан, активно искать «я» своего города, чтобы понять, кто «мы», кто «они» и чем мы отличаемся от других. Маркетологи, антропологи, социологи, культурологи, историки, краеведы — кто только не подключается к поиску. Но звучит и важная мысль о том, что без вовлечения простых людей образ города невозможно собрать, ведь они и являются носителями образа. И строиться он должен на любви к городу.
Маркетолог и эксперт Дмитрий Шаров не первый год исследует Саратов в профессиональном смысле. За его плечами — серия публичных обсуждений о составляющих идентичности Саратова с лидерами сообществ, исследование туристического бренда города. Новый проект «Проводники» реализуется креативной командой при поддержке ВЭБ. РФ и городской администрации.
Социокультурный проект «Проводники» обращается к теме электротранспорта, задействуя креативные индустрии города. Лекции с широкой тематикой от истории саратовских трамваев до развития городской современной среды; экскурсии по маршруту электробуса № 109 с Денисом Жабкиным; аудиогид «Навстречу истории», в котором собрано 22 истории саратовских краеведов для прогулки от вокзала до Волги — эти форматы привычны и востребованы горожанами. Но «Проводники» — это еще и общение с экспертами, готовыми вовлечь в свой мир и поделиться знаниями: например, в ходе мастер-класса по пленочной съемке и последующей проявке участники прошли по маршруту исторического трамвая № 6 вместе с граффити-художником Олегом Зябкиным, который знакомил с актуальным уличным искусством. Современные художники во главе с Андреем Голубцовым в проекте также размышляют о визуальном образе Саратова и готовят серию работ.
«Современный город — это удобная инфраструктура для горожан, активные городские сообщества и любовь к месту, в котором живешь. Понимание того, что ты можешь сам изменить пространство вокруг себя и сделать его чуточку лучше. Саратов для меня — это Волга и люди. Классные, талантливые, умные, создающие, эксперты в разных областях — проводники. Я верю, что наш социокультурный проект поможет горожанам познакомиться с такими людьми, чтобы гордо говорить: «Я из Саратова».
creative-saratov.ru
Маркетолог и эксперт Дмитрий Шаров не первый год исследует Саратов в профессиональном смысле. За его плечами — серия публичных обсуждений о составляющих идентичности Саратова с лидерами сообществ, исследование туристического бренда города. Новый проект «Проводники» реализуется креативной командой при поддержке ВЭБ. РФ и городской администрации.
Социокультурный проект «Проводники» обращается к теме электротранспорта, задействуя креативные индустрии города. Лекции с широкой тематикой от истории саратовских трамваев до развития городской современной среды; экскурсии по маршруту электробуса № 109 с Денисом Жабкиным; аудиогид «Навстречу истории», в котором собрано 22 истории саратовских краеведов для прогулки от вокзала до Волги — эти форматы привычны и востребованы горожанами. Но «Проводники» — это еще и общение с экспертами, готовыми вовлечь в свой мир и поделиться знаниями: например, в ходе мастер-класса по пленочной съемке и последующей проявке участники прошли по маршруту исторического трамвая № 6 вместе с граффити-художником Олегом Зябкиным, который знакомил с актуальным уличным искусством. Современные художники во главе с Андреем Голубцовым в проекте также размышляют о визуальном образе Саратова и готовят серию работ.
«Современный город — это удобная инфраструктура для горожан, активные городские сообщества и любовь к месту, в котором живешь. Понимание того, что ты можешь сам изменить пространство вокруг себя и сделать его чуточку лучше. Саратов для меня — это Волга и люди. Классные, талантливые, умные, создающие, эксперты в разных областях — проводники. Я верю, что наш социокультурный проект поможет горожанам познакомиться с такими людьми, чтобы гордо говорить: «Я из Саратова».
creative-saratov.ru
