World Club news

Фокус на развитии

Людмила Михалева — собственница салонов Prana Thai SPA — ведет бизнес в трех городах и строит компанию мечты. В своих соцсетях она открыто делится успехами и неудачами, с которыми сталкивается в своей работе. Важной задачей на пути к достижению финансовых результатов она считает обучение — как личное, так и командное, и на это не жалеет никаких денег. А не так давно сама стала обучать предпринимателей выстраивать системы продаж и менять бизнес-мышление. Об этом мы поговорили в интервью.
Людмила, рада познакомиться с вами лично, потому что до этого была о вас наслышана. Собственники бизнеса в сфере бьюти говорят о вас как о человеке, который тратит неприлично высокие суммы на свое обучение и тренинги для персонала. Причем в их рассказах восторг смешан с непониманием: «круто, но зачем»?
Многие предприниматели сейчас столкнулись с проблемой: нет людей. Или есть, но не т. е. В этой ситуации можно сделать вывод, что идеальных сотрудников очень сложно найти, легче их вырастить. А это возможно только через обучение. При приеме на работу я смотрю не на опыт, а на личные качества: если человек готов развиваться, то начинаю его «обтачивать» под себя. В Prana Thai SPA многоступенчатая система обучения: сначала внутренние сервисы, потом продажи. Для наших администраторов прохождение всех курсов обязательно. И я четко понимаю, что чем больше я учу команду, чем больше я в нее вкладываю, тем выше моя чистая прибыль.

Но на это есть контраргумент: учишь, вкладываешься, а они уходят…
Существует жизненный цикл персонала. Все мы понимаем, что никто не будет работать администратором до шестидесяти лет. Но если мы прописываем грейды и создаем возможности для роста внутри компании, то жизненный цикл можно увеличить. Да, когда-то человек уйдет, но уйдет с благодарностью и порекомендует тебя как работодателя. Это важно для формирования HR-бренда.

Сколько стоило ваше самое дорогое обучение?
1.7 миллиона. И каждый рубль отбился: обороты бизнеса выросли кратно. Кстати, когда один раз вложил в себя такую сумму и получил реальный результат, большие цифры перестают пугать. Тебе называют, например, 700 тысяч, и ты думаешь: «ерунда» — и сразу покупаешь.

От многих предпринимателей, которые не хотят инвестировать в свое обучение, я слышу, что везде одно и то же. В ответ я всегда уточняю: ты хотя бы что-то из этого применил? Ведь у нас много умных, но мало богатых. Надо всегда идти к человеку, который своим результатом может показать, к чему может привести вас. Допустим, если я хочу шить, то обращаюсь к владельцу ателье. Если захочу готовить пирожки, то я пойду к тому, кто открыл пекарню. Имеет смысл обучаться у тех, кто показывает стабильный результат в своей нише.

Как вы оцениваете эффективность обучения, есть какие-то метрики?
Четкой метрикой является полученная прибыль. Компания органически растет на 20%, а в прошлом году мы выросли на 50% - на это напрямую повлияли обучения, которые я проходила.

Давайте не будем забывать, что если вы не видите результата, это не значит, что обучение плохое. Кто-то внедряет нововведения сразу, а кто-то откладывает на потом. То же происходит и с персоналом. Нельзя отправить сотрудников к тренеру и просто ждать изменений: чтобы полученные знания были интегрированы в работу, надо постоянно напоминать об этом и иметь точки контроля.

Когда люди выходят с тренингов, они вдохновлены, но со временем энтузиазм спадает. Это нормально: на старте ты заряженный, а потом теряешь интерес. Поэтому очень важно, чтобы был человек, который нас мотивирует на подъем — иными словами, «подкидывает дровишки». Мы продумываем геймификацию, новые формы отчетности, премирование, чтобы наши сотрудники ушли от рутины, и всегда было что-то новое и интересное для них. Недавно я проводила опрос администраторов, что им нравится в работе нашей сети. Они ответили, что у нас постоянно есть «движуха»: обучения, мероприятия, повышения квалификации.
Сколько у вас сейчас сотрудников?
Плюс-минус пятьдесят человек. Есть я, исполнительный директор, руководитель отдела продаж, HR-менеджер, закупщица, завхоз, администраторы, помощники администраторов, массажисты, маркетолог и SMM-специалист.

Вы не крупный бизнес, даже не средний. При этом у вас есть и HR, и руководитель отдела продаж, и закупщик. Обычно, если речь про салон красоты, то администратор и принимает звонки, и занимается заказами расходников, и подает кофе клиентам. А собственник может совмещать функционал мастера, директора по маркетингу и специалиста по найму. Сколько человек должно быть в штате, чтобы внедрить ваш подход к структуре компании?
Здесь мы смотрим с позиций, каких результатов хотим достичь. Если это салон красоты, где работают три мастера, это нецелесообразно. Если мы говорим про салон, где пять посадочных мест маникюра, пять педикюра, бровист, то емкость этого бизнеса позволяет нанять и маркетолога, и SMM-специалиста, и менеджеров по персоналу.

Когда происходит найм сотрудника, первое, что мы чувствуем — ему надо будет каждый месяц отдавать из своей чистой прибыли. Но мы не анализируем, сколько этот человек еще нам принесет. Я сама долгое время занималась маркетингом в компании и наняла отдельного специалиста совсем недавно, год назад. Стало очевидно, сколько я упускала. Маркетолог структурировала все рекламные кампании, у нас появился план, стратегия, она начала отвечать за план-факт по лидам, за возвратность клиентов, коллаборации.

То же самое с отделом продаж. Он появился, потому что в три наших саратовских филиала поступало очень много звонков. Чтобы уделить должное внимание всем клиентам, которые приходят в салоны, задачу по обработке входящих обращений я сняла с администраторов и переложила на отдельных специалистов. Не представляю, как работает администратор, если совмещает и задачи по SMM, и отвечает на запросы в профиле. У нас есть «чатник», который занимается коммуникацией в мессенджерах и соцсетях. Есть отдел продаж, который обрабатывает заявки по телефону. И администраторы, которые предоставляют классный сервис. Это увеличило работоспособность каждого сотрудника, что привело к росту прибыли.

Помимо развития своего бизнеса, вы стали помогать расти другим компаниям и занялись наставничеством. Для кого это актуально?
Мои клиенты — предприниматели, которые занимаются проектами в сфере массажа, СПА, лазерной эпиляции. Те, кто уже запустил салон и до сих пор не может вывести его в плюс, или те, кто только открывается. Например, сейчас я помогаю открыть салон в Карелии за двадцать пять миллионов. В Калининграде за десять миллионов запускаем салон, а потом выходим на франшизу, они хотят это все упаковать.

Какие самые типичные ошибки делают бизнесмены? Что мешает добиваться результата?
Первая ошибка — «Я все могу сам». Жалко нанять сотрудников. Второе — «Если мы наняли сотрудников, нам жалко их обучать». Мы их не развиваем, не мотивируем, они должны сами приносить нам деньги. Ну и третья — «Мы не знаем ценности своих клиентов».

На чем вы сейчас больше сконцентрированы: на развитии собственного бизнеса или на вашей миссии как наставника?
Это не моя миссия, это удовлетворение собственного эго. Мне нравится быть спикером, выступать, делиться знаниями. Почему ко мне приходят люди за наставничеством? Потому что когда-то я дала интервью на YouTube-канале и искренне отвечала на все вопросы, много говорила про запуск рекламы. И рассказывала, что бизнес для меня — это не миссия, а работа ради денег. Миссия — это тогда, когда ты уже все заработал, все себе купил и ищешь вдохновение. А когда у тебя есть потребности, желания, которые ты хочешь закрыть, ты не думаешь о миссии. Ты думаешь только об этих потребностях.
А есть какая-то большая финансовая цель, которая мотивирует?
Как раз на своем первом и самом дорогом обучении, когда меня стали спрашивать, какую цель мы будем декомпозировать, я, не задумываясь, сказала: «Хочу заработать миллиард». В тот момент я даже не понимала, что это за цифра, пришлось смотреть, сколько в ней нулей (смеется). Сейчас это является моей путеводной звездой.

Буквально перед нашим интервью я общалась с человеком, который потерял себя. Он не видит, зачем дальше работать, все есть… Спрашиваю: сколько твоя чистая прибыль? — Миллион, и я не знаю, куда двигаться дальше. — Ты чего, столько всего в мире! Я отдыхала на юге и потратила миллион… И это далеко не лакшери. Моя насмотренность, общение с другими людьми, которые зарабатывают больше, дают понимание, что можно еще лучше, еще круче! Важно находиться в кругу людей, которые позволяют тебе не завязнуть вот в этом болотце, в котором ты сидишь и думаешь, что у тебя все есть. Мне понравилась фраза: «Ты как огурец, когда попадаешь в банку с рассолом, начинаешь просаливаться». И это очень важно, что, когда ты просолился, ты уже идешь дальше.

Все идет от сознания?
Это точно. Если хочешь выйти на новый уровень, то сначала поменяйся сам. Ведь развитие — это не только вкладывать в себя знания, но и расти духовно. Я сейчас на этом сфокусирована. И когда я меняюсь, вокруг меня меняется все: и мои сотрудники, и мой бизнес.

PRANA THAI SPA
прана-тай.рф
+7 (927) 226-91-11
Материалы номера