Текст: София Соколова, Людмила Тугарина
Фото: Вячеслав Сторожев, Александр Попов, из личного архива Анны Давыдовой
РАБОТА ПО ДУШЕ
«Найди работу по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни».
С введением статуса самозанятого заниматься любимым делом и получать легальный доход стало значительно проще. Совместно с центром предпринимателя «Мой бизнес» мы собрали истории трех саратовцев, которые нашли вдохновение в традиционных ремеслах и истории города.
АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВ
СОЗДАЕТ ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ СВОИМИ РУКАМИ
Александр Данилов с ранних лет проявлял интерес к столярному делу: уже в три года мама купила ему небольшой молоточек. Мальчик забивал гвозди в деревяшки и представлял, что это корабли с большими мачтами и красивыми парусами. В десять лет Саша начал учиться у столяра интересному и полезному для дома делу. Применял полученные знания он на даче: строил баню вместе со взрослыми.

Превратить «деревянное» хобби в заработок получилось, когда Александр узнал, что станет отцом. С 2018 года он стал создавать деревянные изделия не только для себя, но и на продажу. Проще всего взаимодействовать с клиентами оказалось в Instagram:
сейчас на странице @master.danilov можно выбрать все от маленьких подставок под телефон и сервировочных досок до массивных столов и корпусной мебели.

О своей работе мастер рассказывает так: «Дерево – это красиво. Я считаю, что каждое изделие уникально: сделать из невзрачногокуска что-то эстетичное не так просто, и я горжусь, что у меня получается радовать заказчиков, воплощать их идеи. Мои работы я помечаю клеймом «Мастер Данилов», потому что гарантирую качество. Вещи, которые я делаю, прослужат долгое время. Сейчас я учусь работать с эпоксидной смолой, она дает огромный простор для творчества. Я много практикуюсь и уже могу создавать не просто маленькие изделия с цветочками, а большие заказы с многослойной заливкой и различными подсветками».
Про Центр предпринимателя «Мой бизнес» Александр узнал в Instagram – увидел рекламу. Перешел на страничку, чтобы более подробно ознакомиться с его деятельностью. Тогда активно шла подготовка к XVII фестивалю натуральной продукции Forte Fest. Александр заполнил заявку и прошел отбор среди самозанятых. Благодаря поддержке Центра, ему и еще десяти предпринимателям удалось принять участие в фестивале абсолютно бесплатно.
К мероприятию мастер готовился две недели, ему хотелось показать все свои возможности в небольших форматах. В следующий раз реклама предложила Александру выставляться на маркетплейсах: теперь товары бренда «Мастер Данилов» можно купить на Wildberries. Александр отправляет изделия не только по всей России, но и по миру: например, на Украину, в Исландию, Францию, Америку и Нидерланды. Но мастер не желает останавливаться: он продолжает совершенствоваться в работе с деревом и смолой.
АННА ДАВЫДОВА
ПРОВОДИТ СКАЗОЧНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ОБРАЗЕ БАБКИ ЕЖКИ
Впервые образ сказочной героини Анна Давыдова примерила на себя 10 лет назад. Тогда она работала в рекламном агентстве, а в зимние выходные проводила тематические детские праздники в кафе-срубе. На стол стелила домотканую скатерть, стены и потолок украшала шишками и еловыми лапами, грела самовар, топила печь (ее роль исполнял декорированный камин).

«Кстати, на Руси детей сажали в печь не для того, чтобы их съесть. Это старый обряд перепекания: слабого младенца на хлебной лопате помещали в остывающую печь, чтобы он наполнился силой и здоровьем. Делала это бабка-повитуха, которая стала прообразом бабы Яги».
Анна большая любительница путешествий по России и знаток местных достопримечательностей и красот. Знает, что Саратовской области есть чем гордиться и чем заинтересовать туристов. Из сферы рекламы она перешла в SMM и стала специализироваться на продвижении туристического бизнеса. Как организовать семейный отдых, чтобы было интересно детям и взрослым?
На помощь пришел межпоколенческий образ и лучший сказочный проводник – Бабка Ежка.

На одном из заседаний «Ассоциации содействия развитию внутреннего и въездного туризма Саратовской области включая сельский и агротуризм» (АССТУР) зашла речь о необычных маршрутах. В нашей стране уже несколько лет действует проект «Сказочная карта России». Историки, краеведы, этнографы ищут возможные места обитания героев фольклора и наносят их на специальную карту. «А что если Бабку Ежку поселить в Саратове?» – предложила Анна.
Так появилось несколько маршрутов, объединенные темой русских традиций и экологии, и самая настоящая поворотная избушка в селе Воскресенское – ее точное местоположение можно найти на «Сказочной карте России». Проект «Не за тридевять земель вместе с Бабкой Ежкой» оценили по достоинству и юные путешественники, и профессионалы. Осенью он стал финалистом и получил 2 место во Всероссийском конкурсе «Маршрут года». А Анна Давыдова в качестве самозанятой получила премию «Делай на 100%» от Центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Выигранные 30 000 рублей она вложила в создание лендинга, где можно будет найти все доступные маршруты.
Казалось бы: не жизнь, а сказка. Но Бабка Ежка сталкивается с такими же сложностями, как все начинающие предприниматели. «Мой бизнес» провел для нее бесплатную консультацию по бухгалтерскому и юридическому сопровождению, помог разобраться с тонкостями документооборота у самозанятых. К слову, эта услуга доступна абсолютно для всех субъектов малого предпринимательства, физлиц и самозанятых. Впереди – горячий сезон в туристической отрасли – зимние каникулы. Этой зимой Бабка Ежка приглашает семьи с детьми в путешествие в Воскресенский район. Обещает по-настоящему волшебную экскурсию и сказочные угощения. Вы можете подписаться на ее аккаунт @babkaezhka64 и познакомиться с предложениями.
ИГОРЬ БУЛАНОВ
ГОНЧАРНЫХ ДЕЛ МАСТЕР ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО
Игорь Буланов работает на гончарном круге четыре года. Он считает, что глина – живой материал: когда мы пользуемся посудой из этого продукта, происходит контакт, глина воздействует на еду. За счет толстостенности готового изделия теплопередача идет по-другому, и пища становится намного вкуснее.
Для мастера работа на гончарном круге как медитация –чтобы что-то выкрутить, внутри все должно быть спокойно, во зле ничего не получится. Глина все чувствует, у нее свой характер, как у человека. Игорь специализируется на вещах, которые делались сто, двести, триста лет назад, использую техники того времени.
«Чернолощение дошло до нас из XVII века. Тогда печей не было, люди закладывали сырые изделия в яму, закрывали и топили дровами. Через какое-то время происходил процесс обжига – выгорал кислород и получались предметы черного цвета, это не краска. В современном мире для этого процесса нужна специальная печь. Она должна быть изолирована от внешней среды, на определенной температуре там выжигается кислород, и получаются интересные, оригинальные вещи. Они выглядят и современно, и под старину.
Молочение – это другой способ изготовления посуды из глины. Когда-то наши предки ставили крынку в печь, чтобы молоко закисло. Оно убегало, растекалось по стенкам и оставляло рисунок. В наши дни каждый мастер использует свои хитрости, чтобы создать неповторимый орнамент, словно Дед Мороз, который раскрашивает окна зимой».

В 2019 году в Ульяновске был конкурс на лучший туристический сувенир ПФО. Игорь изготовил кумочку – керамическую кружку древнерусской формы. Среди 600 представленных работ она заняла 3 место в номинации «Сувенир региона». Тогда мастер решил развивать этот проект. Совместно с «Палатой ремесел» для кумочки создали упаковку и информационное сопровождение. В этнографическом музее, в экспозиции немцев Поволжья, Игорь нашел кружку XIX века такой же формы. Так кумочка приобрела звание Саратовской.
Осенью этого года Саратовский центр «Мой бизнес» организовал первую премию «Делай на 100%» для самозанятых. Центр поддержки предпринимательства объявил 50 победителей, среди которых был и Игорь Буланов. Он получил 30 тысяч рублей на изготовление рекламной продукции. На эти деньги были изготовлены новые картонные коробочки для оформления кружек и чайников. Изделия из глины – это связь с историей, с нашими предками. Пользуясь ими, мы становимся сильнее, умнее, красивее, здоровее. Игорь Буланов считает, что такие вещи нужно популяризировать: рассказывать о них, об истории места, где они созданы. Сейчас мастер работает еще над несколькими проектами, которые помогут привлечь туристов в Саратовскую область.
При поддержке Центра предпринимателя «Мой бизнес»