Текст: Людмила Тугарина
Уловить неуловимое
Интервью с фотографом Валентином Блохом
Валентин Блох – один из наиболее успешных коммерческих и журнальных фотографов Петербурга. В его объективе побывали политики и спортсмены, актеры и музыканты. Два года назад Валентин запустил авторский мастер-класс «Психология портрета» и проводит его в разных городах России. На прошлой неделе фотограф посетил и Саратов: его интенсив прошел в студии Надежды Захаровой PROART.

Мы поймали Валентина до начала события и поговорили о поиске себя, о том, какой должна быть фотография, и о людях – «простых» и не очень.
Помнишь тот самый момент,
когда впервые взял в руки фотоаппарат?
Да, отлично помню. Это был второй или третий курс моего обучения на художника. У моей мамы был старенький пленочный «Зенит». Я не имел никакого представления, как выставлять настройки, просто нажимал на кнопочки, потом бежал в фотолабораторию и просил распечатать все, что получилось. Я не знал, что конкретно снял, не был уверен в конечном результате, но сам процесс приводил меня в восторг.

После этого наступил перерыв длиной в несколько лет. Я закончил вуз, отслужил в армии, открыл свой бизнес, связанный с дизайном, и однажды мне в руки попала цифровая камера. Надо сказать, что тогда я переживал достаточно сложный период. Я отучился на художника и считал это своим призванием. Но, попав во взрослый мир, разочаровался в профессии, клиентах и задачах, которые они передо мной ставили. Хотя формально жизнь моя была устроена, я чувствовал себя абсолютно потерянным и несчастным.
Было ощущение, что занимаешься чем-то не тем?
Нет, скорее было ощущение, что всё не так, как я представлял. Я долго шел к своей мечте, исполнил ее, но это не принесло мне ожидаемого счастья и удовлетворения. Те две недели, когда у меня в руках была чужая камера, изменили всё. Я понял, что фотография – это на 100% отражение моего темперамента и моих стремлений. Когда я учился на художника, путь от идеи до ее воплощения никогда не был быстрым: сначала делаешь эскиз, потом пишешь картину, что-то переделываешь… Я всегда от этого страдал. И, получив камеру, я понял, что у меня в руках инструмент, который дает мне возможность думать ошибками. Можно нажать на кнопку, увидеть результат и тут же исправить, докрутить.

На мой взгляд, все фотографы делятся на два типа: фотографы финального кадра – те, кто долго готовятся, продумывают мельчайшие детали, нажимают на кнопку и сразу получают желаемое, и фотографы, которые думают неудачными кадрами. Я, совершенно точно, отношусь ко вторым.
Две недели ты поигрался с камерой, влюбился. Как увлечение фотографией стало твоей основной работой?
В 2008 году мне удалось заработать приличную сумму денег. Я смог закрыть фирму и купить собственную камеру. Финансовая подушка позволяла какое-то время не работать, и я сконцентрировался на обучении фотографии. Правда, все оказалось не так просто. Проанализировав рынок, я понял, что профессиональных школ нет. Я сидел дома, смотрел фильмы про фотографов, ставил на паузу, изучал, как у них там стоит свет, анализировал, зачем им столько людей на площадке. Искал информацию, переводил ее с помощью программ с английского, испанского. Я всегда был убежден, что брать деньги за свою работу можно только тогда, когда ты полностью контролируешь ее результат. Только через три года я понял, что чего-то стою.
Получив камеру, я понял, что у меня в руках инструмент, который дает мне возможность думать ошибками. Можно нажать на кнопку, увидеть результат и тут же исправить, докрутить
Ты сразу начал снимать портреты? Репортаж, food или travel-съемка не твое?
Нет, почему? Фотография меня сопровождает по жизни, и я с удовольствием снимаю street и путешествия. Просто портрет мне был близок еще с тех пор, когда я учился на художника. У меня могло что-то хромать в технике, но мне всегда удавалось уловить настроение героя. В то время пока все были заморочены на схожести, я старался поймать не внешнее, а внутреннее. Всё, что связано с человеком, - всегда отзывалось во мне.
Насколько я понимаю, твои мастер-классы как раз об этом: как уловить неуловимое?
Именно так. Зайди к любому фотографу в Instagram, там же меняются только люди, а все остальное остается прежним: позы, свет. Я показываю, что можно работать по-другому, можно идти от индивидуальности. Поскольку я художник-иллюстратор, мне близка метафора книги. Своим ученикам я объясняю: как ты можешь сделать крутую иллюстрацию, если ты книгу не читал? Так же и со съемками: первый час работы – это общение с человеком. Если ты хочешь снимать не поверхностную картинку, нужно узнать своего героя и его понять.
«Мы пришли на мастер-класс к Вале, и он будто пригласил нас в лифт, прокатил на несколько этажей выше, потом двери открылись, он нас вытолкнул ногой из кабины и поехал дальше»
А есть ли запрос на такие характерные портреты? Ведь зачастую клиенты и идут за красивой картинкой, за идеальным образом себя, отретушированным и улучшенным.
Да! Удивительным образом, когда ты воспитываешь своего клиента авторским стилем и подходом, когда о тебе начинают говорить, то люди приходят именно за этим. Они понимают, что ты настолько тонко их чувствуешь, что сможешь даже в парадной картинке показать их психологическое состояние. У меня даже дорога к имиджевому изображению идет через характерный портрет. Мои клиенты получают и то, и другое.
Что для тебя является критерием удавшейся фотографии? Чтобы человек, посмотрев на себя, сказал: «Это я»?
У меня было несколько ситуаций, когда я показывал человеку фото, а в ответ он молчал и не мог ничего произнести… А потом просил: «Пожалуйста, не показывай никому, потому что я хочу, чтобы это видели только самые близкие люди». Вот тогда я попал в самое сердце!
Часто приходилось это слышать?
Последнее время – все чаще. Это говорит о том, что моя система по раскрытию героев работает. Я всегда предупреждаю студентов, что рассчитывать на быстрый результат не стоит. Дайте себе и мастер-классу полгода-год, и вы увидите изменения. Сейчас, когда программа существует два года, я получаю отзывы каждый день. Люди говорят, что к ним начинают приходить другие клиенты, повышается стоимость съемок, и они сами начинают более осознанно подходить к фотографии.
Фото с мастер-класса в Саратове
Не боишься ли ты так открыто делиться своими знаниями? Ведь в некотором смысле ты растишь себе конкурентов.
Я этого не боюсь, поскольку в этом и есть суть педагогики. Гениальную рецензию написал мой ученик из Санкт-Петербурга: «Мы пришли на мастер-класс к Вале, и он будто пригласил нас в лифт, прокатил на несколько этажей выше, потом двери открылись, он нас вытолкнул ногой из кабины и поехал дальше». Суть в этом. Лифт бесконечный, я еду наверх. Хотите со мной? Поехали, я буду только рад. Не хотите? Тогда будьте там, где вы и есть.
Ты же уже достиг определенного уровня: стал победителем The best of Russia, снимаешь обложки, за руку здороваешься с теми, на кого большинство глазеет, раскрыв рот. Есть куда расти?
В этом и суть – я не считаю, что достиг нужного уровня. У меня всё только начинается. Я иду открыто по жизни, я готов слушать, учиться. Например, многому учусь у своей шестилетней дочки. С тех пор, как она родилась, это бесконечный источник вдохновения. Она с 2,5 лет снимает на мою камеру. Материал получается просто сумасшедшим! Для меня один из самых больших вызовов в жизни – это снять портрет моих родителей. Я пытаюсь сделать это всю жизнь, а моя дочь в 6 лет взяла и сняла моего отца так, как я бы никогда не снял. Это какой-то момент, ракурс, непрогнозируемая случайность.

Для меня в портрете наибольшую ценность имеют кадры между кадрами – то, что ты не режиссировал, но на самом деле, конечно, срежиссировал. Я считаю, что хороший фотограф – это в первую очередь режиссер ситуации.
Ты много работаешь со знаменитостями. Насколько съемка селебрити отличается от работы с частным клиентом?
Все люди, в том числе известные, разные. Самое тяжелое – работать с актерами и актрисами, потому что они ненавидят фотографироваться. Они привыкли жить в динамике, в фотографию они не особо верят. Они знают, что такое мотор и стоп, занавес и аплодисменты. В статике они видят фальшь. Поэтому, когда удается сделать так, чтобы актер, который бывал уже на множестве съемок, получал удовольствие от процесса – это дорогого стоит.

А если сравнивать, с кем работать сложнее: с знаменитостями или с людьми, которые называют себя «обычными», то я бы сказал, что со вторыми. Меня, кстати, формулировка «обычный человек» очень смущает, потому что люди сразу ставят себя на какую-то низшую ступень. Почти каждая съемка начинается с фразы: «Я вам не завидую, конечно. Я страшная, плохо получаюсь на фото». Много времени уходит на то, чтобы человек в себя поверил, чтобы понял, что он прекрасный – причем прекрасный просто так, не позируя.
Фотографии из инстаграм-аккаунта Валентина Блоха
У тебя есть YouTube-канал «Блошиный рынок», где ты берешь интервью у героев съемок. Для чего это тебе?
Знаешь, я понял, что к каждой съемке я и так готовлюсь как интервьюер: собираю информацию, прописываю вопросы. Поэтому подумал, почему бы не поставить камеру и не записывать это. В качестве героев мне было важно найти людей, близких по духу. Тех, кто в своих профессиях смог что-то изменить в нашей стране. Тех, о ком никто не знает. Тех, кто остается в тени медийных личностей. Например, как в съёмке фильмов – всю работу делает второй режиссер. Я стараюсь искать именно таких интересных персонажей. Несколько раз мне предлагали деньги за то, чтобы попасть на мой канал, но я отказался. Я сам принимаю решение, кто будет гостем.

Почти каждая съемка начинается с фразы: «Я вам не завидую, конечно. Я страшная, плохо получаюсь на фото». Много времени уходит на то, чтобы человек в себя поверил, чтобы понял, что он прекрасный – причем прекрасный просто так,
не позируя
Мы уже поговорили о том, что люди получают от твоих мастер-классов. А чего ты сам ждешь от них?
Я жду горящих глаз и трясущихся от желания снимать рук! У нас в стране средний уровень фотографии самый высокий в мире. И на это есть несколько причин, в том числе, низкая стоимость обучения. В России я пока не повышаю цену, чтобы люди имели возможность прийти. В ближайшем будущем я поеду с этой же программой по миру, и там она будет стоить в разы дороже. Так что тем 15 фотографам, которые решились шагнуть на другой уровень, я отдам максимум.
Фотографии с мастер-класса Валентина Блоха в Саратове