«Чем младше ребенок, тем проще начать реабилитацию и тем успешнее она будет. Тем выше шанс, что ребенок сможет пойти в массовую школу, станет выполнять инструкции учителя», – говорит Наталья Коваценко. На формирование умения общаться направлены коммуникативные группы фонда. В них ребята занимаются по три часа и, по словам Натальи, эти группы были организованы в том числе для того, чтобы дать родителям свободное время. «Взрослые часто боятся оставить детей одних, стараются удовлетворить любой их каприз. И лишь регулярные консультации, во время которых специалисты объясняют функцию того или иного поведения, могут изменить ситуацию и позволят родителю уверенно чувствовать себя в отношениях со своим ребенком».
У детей с расстройством аутистического спектра любое изменение привычного распорядка может вызывать протест, а поскольку многие из них не разговаривают, этот протест может выражаться криком. «Мы не камера хранения, мы не оставляем ребенка тихо сидеть в углу, а стараемся вовлекать его в разнообразные виды деятельности. Да, это может вызывать протест. Но чем большему, шаг за шагом, научится ребенок, тем выше вероятность, что он сможет найти себя в этой жизни», – говорит директор фонда «Океан».