Текст: Людмила Тугарина
Фото: Катерина Сипачева
Время перемен
Ребрендинг сети фитнес-клубов «Системы профессионалов фитнеса»
Этим летом произойдет грандиозный ребрендинг ведущей сети фитнес-клубов Саратова: к осени 2021 года все проекты «Системы профессионалов фитнеса» объединятся под брендом World Class. Кроме того, к фитнес-семейству примкнет клуб «Спорт класс», ранее не входивший в сеть. О важном шаге в развитии проекта и индустрии фитнеса в целом говорим с управляющим партнером сети фитнес-клубов Константином Черницовым.
Константин Викторович, начну с волнующих всех вопросов: что происходит с клубами и что их ждет в ближайшей перспективе?

Нас ждет объединение клубов, которые работали под разными брендами. Часть из них были собственными брендами, другие были представлены брендами «Русской Фитнес Группы». Сейчас мы проходим процедуру, которая позволит нам привести все клубы не просто к одному названию, но к абсолютно единому стандарту оказания услуг, сервиса, образования персонала и соблюдения всех тех требований, которые предъявляются к клубам World Сlass.

Хочется понять мотивы этого решения. Зачем ломать существующий механизм, отработанный годами, и переходить на новые рельсы?

Нам очень важно создать единую социальную среду. Мы хотим, чтобы люди, независимо от уровня дохода, от логистики посещения фитнес-клуба и даже от города их проживания, чувствовали себя частью системы, которая объединяет более ста клубов. Мы ничего не ломаем, мы донастраиваем процессы. Мы забираем все те удачные решения, которые формировали, действуя от лица своего бренда, дополняем их опытом «РФГ» и совершенствуем продукт.

До лета 2021 года в городе были «красный» и «зеленый» World Class. Сейчас четыре клуба становятся «зелеными», а Forte Club будет «черным». Что означает эта цветовая дифференциация?

Между цветами существует разница только по наполнению функциональных зон клуба и услугам, которые можно получить на его территории. Чем, например, будет отличаться World Class Ленинский от World Class Навигатор? Только тем, что в Ленинском нет бассейна и песчаной зоны, при этом качество подготовки тренеров, стандарты сервиса, формат предоставления услуг будут одинаковыми. World Class Black, которым становится Forte Club, – это премиальный формат. Таких клубов всего три: два находятся в Москве и один в Саратове. Это другой уровень комфорта, другой объем дополнительных опций, другие инвестиции в поддержание материально-технической базы.

Получается, что Forte Club уже работал в этом формате. Что изменится для клиентов? Они увидят какие-то обновления, кроме смены вывески?


Действительно, Forte во многих своих аспектах работал по стандартам «черного» World Class. Именно поэтому наш клуб получил предложение стать первым региональным проектом «Русской Фитнес Группы» в премиум-сегменте. Здесь есть все необходимые атрибуты клуба в концепции black и даже больше: начиная от своей парковки, что вообще непривычно в современной среде, и заканчивая рестораном, лаунж-зоной, SPA. При этом «РФГ» дала ряд рекомендаций по необходимым изменениям: это и новые зоны функционального тренинга, реконструкция зала единоборств, изменение микроклимата в бассейне, настроек работы системы вентиляции и так далее. Что касается нашего основного продукта, а это фитнес, то здесь мы выйдем на другой уровень. Да, мы всегда вкладывались в образование тренеров, привлекали сторонние организации для обучения, проводили внутренние аттестации. Но теперь мы получим новый толчок в развитии тренерского состава. Ребрендинг подразумевает стандартизацию и оценку качества нашего персонала «Русской Фитнес Группой». Планируется порядка 80 часов обучения, которые за два с половиной месяца пройдет весь наш фитнес-персонал, чтобы полностью соответствовать требованиям.
Мы ничего не ломаем,
мы донастраиваем процессы
Интересно развить тему вашего взаимодействия с «РФГ». Как проходил этот процесс оценки? Приезжали эксперты и проводили аудит проек тов или рекомендации выносились дистанционно?

Ребрендингу клубов предшествовало более четырех лет постоянной совместной работы. Это был очень трудоемкий процесс, когда специалисты «РФГ» приезжали в Саратов; наш персонал ездил в Москву, проходил тестирования, аттестации. Маленькими шажками мы меняли организационно-правовую структуру всей компании, систему управления. Каждый раз, когда мы получали рекомендации и их реализовывали, то оценивали результат, пожимали руки и приступали к следующему этапу. Все видят лишь вершину айсберга, финальную точку, к которой мы шли очень долго.

Я понимаю, что в тех четырех клубах, которые входили в «Систему профессионалов фитнеса», эти процессы шли постепенно. А как обстоят дела с клубом «Спорт Класс», который теперь будет называться World Class Детский парк? Он тоже шел по пути изменений совместно с вами или присоединился уже на финальном этапе?

Это еще более длинная история. «Спорт Класс» – это прекрасный клуб, который был создан с определенной идеей, с определенными отношениями, с определенным видением целевой аудитории. Более десяти лет назад клуб переформатировался: был построен бассейн и произведены структурные изменения тренажерного зала. И у собственников возник резонный вопрос: как теперь эту хорошо сваренную конфетку можно обернуть в новую оболочку? Именно тогда Вячеслав Пальтер пришел к нам и попросил ему помочь с точки зрения выстраивания правильной бизнес-модели. Так что мы вовлечены в этот проект уже много лет. Сейчас пандемия подтолкнула многих собственников клубов к переосмыслению того, что они делают. Большинство людей стало понимать, что это очень сложный бизнес.

До пандемии модель «покрасил стены, поставил тренажеры, написал табличку «Фитнес-Клуб» и поставил тренера тренажерного зала управлять всем этим процессом» работала. Но новые обстоятельства привели к тому, что собственники и инвесторы начали задумываться о том, куда же они вложили свои деньги, что там происходит, а самое главное – что делать сейчас? И у них появилась возможность решить, будут ли они развиваться или они останутся на своем уровне.

«Русская Фитнес Группа» разработала совместно со своими региональными партнерами программу «Второе Дыхание». Она адресована тем собственникам, которые хотят развить свои фитнес-проекты на основе опыта и ресурсов «Русской Фитнес Группы». За 30 лет работы «РФГ» накопила огромный объем знаний и компетенций. В Саратове мы выступаем в роли управляющей компании, которая, понимая все требования «РФГ», поможет собственнику (а сейчас речь идет о «СпортКласс») получать адекватный результат от своих вложений. После ребрендинга этот клуб станет органической частью всей большой структуры.
Мы затронули тему пандемии и того, что она стала водоразделом между тем, как работал бизнес до и после. Что объективно произошло, что подтолкнуло пересмотреть отношение к фитнес-клубам?

Наше отношение к этому бизнесу не претерпело изменений. Главное наше отличие от коллег на этом рынке заключалось в том, что мы всегда делали клубы такими, чтобы могли посещать их сами. Мы не экономили на вентиляции и клининге, не брали на должность тренеров людей «с улицы», понимая, что они работают в очень деликатной теме человеческого здоровья. И наши собственные ожидания совпали с теми требованиями к спортивным объектам, которые прописало правительство. Точнее, о которых оно снова, довольно настойчиво, напомнило собственникам.

Если говорить о клиентской базе: первое время после снятия ограничений чувствовалась настороженность людей, клубы были полупустыми. Сейчас все вернулось на круги своя? Возможно, есть приток новых клиентов из-за закрытия других клубов или, наоборот, люди привыкли во время самоизоляции тренироваться дома и решили не возобновлять карты?

По численности клиентов ничего не изменилось. Пришли ли новые люди? Да. И это связано с одной интересной вещью, которую мы обнаружили. Новые клиенты – это люди, переболевшие коронавирусом. Человек, который не перенес это заболевание, часто руководствуется страхом социальных контактов. Он не ходит в клуб либо посещает его минимально или закрывает карту до лучших времен. А переболевшие люди являются драйвером продаж, драйвером посещаемости. Если говорить о старой клиентской базе, то мы видим, что если член клуба до пандемии приходил два раза в неделю, а персональным тренингом пользовался раз в неделю, то, переболев ковидом, он начинает ходить 3-4 раза в неделю, заниматься с тренером в два раза чаще. И то же самое происходит со всеми новыми клиентами. Люди осознали, что медицина не всесильна, и единственный способ минимизировать свои проблемы в будущем – это укреплять иммунитет. Других вариантов пока не существует. Либо ты двигаешься, либо играешь в русскую рулетку.

В этом номере мы пишем о программе «Код здоровья», которая направлена на реабилитацию после коронавируса в домашних условиях. Как вам пришла идея создания подобной онлайн-платформы? Можно ли рассматривать ее как некий «прогрев» аудитории для дальнейшего посещения фитнес-клуба?


Такого посыла у этой программы точно нет! Мы не думаем, что все, кто будут тренироваться по системе «Код здоровья», потом побегут в фитнес-клуб. Мы просто понимаем, что до конца пандемия не закончилась, ограничительные меры снимаются не так быстро. Огромное количество людей остается на удаленке. Огромное количество людей испытывает страх перед посещением людных мест. Мы понимаем, что это наша социальная миссия – дать им возможность тренироваться дома с квалифицированными специалистами. Мы являемся членами Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) – это профсоюз собственников фитнес-клубов. Есть мой коллега, Алексей Карандаев из Тюмени, человек, очень близкий мне ментально. Идея «Кода здоровья» пришла именно ему. Он первый «протащил» это через министерство спорта, потом предоставил мне права на этот проект в Саратове. И в нашем городе проект также получил поддержку министерства спорта и молодежной политики, а также специалистов из области медицины.
Наша социальная миссия – дать возможность тренироваться дома с квалифицированными специалистами
Хотелось бы поговорить об АОФИ: вы активно участвуете в жизни этой организации, выступаете от ее лица. Над чем сейчас работает ассоциация?

Если нужно объяснить в нескольких словах, то АОФИ соединяет потребителей и производителей фитнес-услуг и государство для принятия приемлемых для всех решений. Например, сейчас активно обсуждается инициатива о профстандартах. На сегодня предложены два стандарта: тренера-преподавателя и ассистента по продвижению фитнесуслуг – фактически это маркетолог, а на их долю приходится не более 1% от всего персонала клубов. Мы пытаемся оппонировать государству через общественную палату, рабочие группы. Вторая формулировка нас не устраивает, она позволяет сделать из профстандарта полную профанацию. Да и с «тренером-преподавателем» все тоже не очень понятно. Почему нет тренера групповых программ, бассейна, тренажерного зала? Каждая из этих специализаций имеет определенную специфику. АОФИ пытается изменить эти формулировки, дать дополнительные смыслы.

Второй вопрос, над которым мы работаем, – это налоговый вычет за посещение фитнес-клуба. Им мы занимались с конца 2017 года, и с 2022 года он будет введен. Правительству дано задание разработать критерии для компаний, при оплате услуг которых вы будете получать вычет. Мы пытаемся сделать эти критерии максимально понятными и эффективными – так, чтобы им соответствовало как можно большее количество клубов. Еще один проект, который мы лоббируем, – налоговый вычет для работодателей. Мы хотим, чтобы государство стимулировало компании предоставлять их сотрудникам возможность заниматься фитнесом. Важный вопрос для АОФИ – коллаборация фитнеса и медицины. Очевидно, что мы должны работать в унисон. Раньше существовал некий антагонизм между медициной и фитнесом: если вспомнить школу, после болезни 2 недели нельзя было ходить на физкультуру. Но мы сегодня видим, что правильно подобранные физические нагрузки не только не навредят, но и пойдут на пользу.

Фитнес не хочет лезть в медицинскую сферу, но и у клиник нет тренеров, нет материально-технической базы для качественной реабилитации. Наше видение: врачи составляют программы, а мы их реализуем. И тогда это полезно всем: доктора поднимают свой авторитет, а мы не фантазируем, как реабилитировать людей, а работаем по четким предписаниям. И последний на данный момент глобальный проект Ассоциации – это введение двух видов карт: нерасторгаемых за маленькие деньги и расторгаемых – за большие. Это даст возможность снизить цены, но в то же время застрахует бизнес. К сожалению, закон о защите прав потребителей – палка с одним концом, которая больно бьет по бизнесу. В авиации, в гостиничной сфере тот формат продаж, который мы предлагаем, работает давно. Есть прогрессивная цена: самая низкая – без возможности возврата и более высокая – если вы хотите управлять покупкой. Если мы как бизнес играем вдолгую, то должны выстраивать процессы с точки зрения гарантий.

Возвращаясь к главной теме нашего интервью. Что вы сами ждете от предстоящих изменений?

Удовлетворенности клиентов тем, что мы сделали. До 2014-го каждые четыре года мы открывали новый клуб. Нам пришлось остановиться. Если мы не идем открывать новые клубы (пока!), то менять качество продукта мы можем. И на это нам денег не жалко.
Мейкап: Дарья Нечепурнова @dasha_nechepurnova
Укладки: Дарья Решетникова, Елена Соболева @gorojanka64
Одежда: Easy Breezy @easybreezy.rf