Дарья Тюрина
«Я сыграла почти всех сказочных персонажей»
Людмила Канакова о работе в ТЮЗе
Она знала наизусть такие произведения, как «Анна Каренина» и «Война и мир», но при поступлении в театральное училище услышала от Юрия Киселёва: «Деточка, а ты детские стихи знаешь?»
«Актриса редкого амплуа травести, требующего сценического обаяния, женственности, подлинной детской естественности и непосредственности. Все эти качества сполна присущи были очаровательной юной актрисе, обладающей незаурядными вокальными данными, выразительной пластикой, упорно овладевающей сценическим мастерством», – именно так на сайте Саратовского ТЮЗа имени Кисёлева написано об обаятельной актрисе Людмиле Александровне Канаковой. На протяжении 30 лет Людмила Александровна была Маленькой Бабой-Ягой ТЮЗа и сыграла более 60 ролей.




С раннего детства Людмила Александровна мечтала стать актрисой. Будучи маленькой девочкой, вместе с папой, обладающим очень красивым баритоном, она любила петь романсы. На улицах своего посёлка Ясная Поляна, где когда-то родился Лев Толстой, она частенько устраивала небольшие спектакли. Для одного своего представления даже перерезала мамино платье, чтобы сшить костюм.

«Моя мама мечтала, чтобы я стала учительницей, так как в школе у меня хорошо шёл английский язык. Я выигрывала олимпиады, меня посылали в Москву, я даже пела и играла сценки на английском. Поэтому все думали, что я и правда стану учителем, но мне это не надо было»
Чтобы приблизиться к своей мечте – стать актрисой, девочка записалась в драмкружок, который работал в Доме культуры. Руководитель, слыша звонкий голос Людмилы и видя её успехи, постоянно говорил, что ей обязательно надо куда-то поступать, иначе она пропадёт в маленьком поселке. Случайно увидев в газете объявление о том, что в Саратовском театральном училище имени И.А. Слонова идёт набор, Людмила загорелась идеей поступить. «Я уехала туда тайком, потому что мама меня просто-напросто не пустила бы, и я бы ничего не сделала», – рассказывает Людмила Александровна. Отпросившись якобы в Москву, она вместе со своей подругой отправилась в Саратов.


На момент поступления актриса очень любила произведения Л.Н. Толстого. Она даже знала наизусть «Анну Каренину» и «Войну и мир». Но было одно «но». «Я была маленького роста, очень маленькая, худенькая, и для меня это было, конечно, несовместимое – "Анна Каренина" и я», – вспоминает Людмила Александровна. На вступительном экзамене в училище Юрий Петрович Киселёв – режиссёр Саратовского ТЮЗа – был крайне удивлён такому выбору произведений. «Слушай, деточка, а ты детские стихи знаешь?» – обратился Киселёв к Людмиле. Девочке, конечно, стало обидно, но, после прочтения ею стиха, Юрий Петрович сказал, что она поступила.




Приехав домой, Людмила Александровна сразу же рассказала о своем выборе родителям. Её мама была в недоумении и никак не соглашалась отпустить любимую дочку в чужой город, а уж тем более учиться актёрскому мастерству.

И когда Людмиле уже нужно было уезжать, мама легла у порога и сказала: «Если ты перешагнёшь, у меня больше не будет дочки». «И я взяла чемодан, я перешагнула. И всё. Я только потом поняла, что я наделала», – говорит Людмила Канакова со слезами на глазах.

Уже на втором курсе Юрий Петрович Киселёв ввёл девушку в спектакль. Одну из первых ролей в училище Людмила получила неожиданно. Одна из актрис в спектакле «Два года» заболела, и надо было срочно заменить её. С тех пор она стала получать всё больше и больше ролей.

Благодаря своему миниатюрному телосложению Людмила Александровна стала актрисой-травести. Она играла Маленькую Бабу-Ягу в одноимённом спектакле, Тутту Карлссон в «Никто не поверит», Констанцию Бонасье в «Трех мушкетёрах», сорванца в «Вестсайдской истории», Кая в «Снежной королев», Веронику в «Вечно живых», Стину в спектакле «Колбаска, боцман и другие», Фису в «Аленьком цветочке», а также многих животных: собаку, лягушку, курицу, цыплёнка, обезьяну и т.д.

В интервью для 52 номера газеты «Аргументы и факты» в 2012 году актриса так говорит о своих ролях: «Я сыграла почти всех сказочных персонажей».
Спектакль "Три мушкетёра". Л.А. Канакова в роли Констанции Бонасье
Фото из личного архива Л.А. Канаковой

Вырезка статьи из газеты "Заря молодёжи" о премьере спектакля "Снежная королева" На фото слева на право: Т. Цихан, Ю. Ошеров, Л. Канакова
Спектакль "Снежная королева" На фото слева на право: Л. Канакова в роли Герды и Т. Цихан в роли Кая. Фото из личного архива Л.А. Канаковой
Вырезка из журнала "Театрально-концертная Москва" о спектакле "Рыжик" На фото слева на право: С.В. Лаврентьева в роли Рыжика и Л.А. Канакова в роли Спирьки Вьюна






Уже с третьего курса Людмила Александровна ездила на гастроли. С труппой она побывала не только во всех уголках Саратовской области, но и по всей России, побывала также во Франции, Польше и Болгарии.

Во время поездок и самих спектаклей частенько случались смешные ситуации.

Однажды мы приехали в какую-то деревню. Наш спектакль был в девять часов вечера, как раз в то время, когда доярки заканчивают коров доить. Выступали на улице, на какой-то поляне. Мы выставили там свои декорации, расставили лавочки, стулья, табуретки. Всё было готово. У нас в спектакле была такая сценка, когда бабулька выходит со стороны зрителей и ищет свою козу: «Бяшка, Бяшка! Да, что ж ты будешь делать. Где ты, моя козочка?! Бяшка!» Я до сих пор помню, как здоровый мужик, который сидел в зрителях, поворачивается к ней и говорит: «Ты чего со своей козой тут ходишь, а?! Тут артисты играют спектакль, а ты со своей… кто? Бяшка?! Ты чего?!»

И вот. У нас был спектакль про Незнайку. Я и другие травести играли всех этих коротышек. Мы решили сделать для себя одинаковые костюмы (белые джинсики с тельняшками). Однажды, когда мы приехали в них на очередное выступление, один из мальчишек, увидев нас, закричал: «Ребята, ребята! Цирк! Лилипуты приехали!»

Помимо весёлых моментов в работе, также случались и опасные ситуации. Один из таких случаев произошёл во время репетиции знаменитой роли Маленькой Бабы-Яги.

Я летала на метле, когда играла Бабу-Ягу. На очередной репетиции, когда я была на самом верху, трос оборвался. Последнее, что я услышала – какой-то «шлёп». И всё. И тишина. Когда я очнулась, передо мной стояли врачи в белых халатах, которых я приняла за ангелов. Лежу и думаю: «А умирать-то совсем не страшно». Придя в себя, я самостоятельно встала. У меня были лишь синяки, потому что, падая, я вспомнила, как нас учили, что в такой ситуации важнее всего полностью расслабиться, чтобы избежать переломов. Что я и сделала. Все думали, что я больше не взлечу, забоюсь. Нет. На следующий день я уже была на спектакле.

Закончив Саратовское театральное училище им. И.А. Слонова в 1969 году, актриса осталась там работать. То, насколько Людмила Александровна предана театру, можно понять по тому, как её старший сын Алексей буквально вместе с ней и её мужем, который всю жизнь проработал звукорежиссёром, провёл своё детство именно там. «У меня даже в старом ТЮЗе на малой сцене была кроватка с занавесочкой», – вспоминает сын актрисы.

После тридцати лет работы на сцене Людмила Александровна достойно приняла должность заведующей педагогической части театра. Она уже двадцать пятый год рассказывает о современных спектаклях и сегодняшних маленьких героях ТЮЗовской сцены, опираясь на свой драгоценный опыт и знания.