Текст: Людмила Тугарина
Фото: Юрий Гузеев
Образ: Анна Чумакова
ЖЕНЩИНА
В МУЖСКОМ КОСТЮМЕ
«Мне нравится быть женщиной даже в этом мужском мире. В конце концов, мужчины не могут носить платьев, а мы можем носить брюки», – эта цитата Уитни Хьюстон стала идеальным эпиграфом к нашей беседе с Еленой Киреевой – директором кирпичного завода «Римхен». О гендерных стереотипах, руководстве промышленным предприятием и о женственности – в материале World Club.
Лена, скажу откровенно. Когда я шла на встречу с тобой, то ожидала увидеть совсем другого человека. При фразе «женщина – директор кирпичного завода» воображение рисует эдакую бой-бабу, которая строит рабочих одним взглядом. Но ты – молодая, улыбчивая, творческая. Часто, приходя на переговоры, ты чувствуешь такое же недоумение со стороны собеседника?

Постоянно. Я привыкла, что в нашем обществе доминирует восприятие действительности через стереотипы. Я не борюсь с ними, это глупо. Но мне нравится им не соответствовать. Я просто продолжаю быть той, кем являюсь. Я руководитель, но это не мешает мне даже в работе быть «живой», творческой, органичной себе. И, наоборот, в своей личной жизни, где много легкости, юмора, общения с близкими, путешествий и развлечений, приходится иногда проявлять силу.

Как ты попала на кирпичный завод?

На протяжении нескольких лет я была помощником руководителя в РАНХиГС, а затем генерального директора нефтегазодобывающей компании. Я занималась взаимоотношениями бизнеса и госструктур, а также благотворительностью. Я многому научилась у своих начальников в сфере управления и организации работы в целом.

Предложение перейти в новый проект пришло на том этапе, когда профессионально мне хотелось развиваться дальше. Я не нефтяник. И тут новый проект в Вольске, откуда я родом. Проект такой, где я могу в полной мере использовать те знания и навыки, которыми обладаю. Мое первое образование – юридическое, я юрист международного права. А второе высшее – экономика и управление на предприятии. Все оборудование мы заказывали из-за границы, здесь как раз пригодились юридический английский и знания о международном делопроизводстве. Про экономику и управление на предприятии, думаю, и так понятно. А вообще я часто отшучиваюсь, что мне сделали предложение, от которого я не смогла отказаться. Как в «Крестном отце». Потому что работать мне предстояло бок о бок с людьми, которых я люблю и уважаю.

В какой момент любовь и уважение к тем людям, которые тебя пригласили в проект, переросли в любовь к работе, которую ты делаешь, и к продукту, который ты производишь?

Все происходило постепенно. Мы открывали завод с нуля. Когда, наконец, привезли все агрегаты, разгрузили, приехала пусконаладочная команда, и с линии вышел первый кирпич – это было что-то необыкновенное. Как ребенка родить, в самом деле. После начался сложный, но вместе с тем абсолютно творческий процесс. Безобжиговый метод, который мы используем, позволяет сохранить фактуру и структуру компонентов сырья. Например, черный колотый кирпич – это просто произведение искусства – звездное небо. Поскольку фракция неоднородная, при сколе получается темная поверхность с белыми вкраплениями – Млечный Путь. Если мы добавим туда гранит или шлаковую крошку, будет другой эффект. Так появился зеркальный кирпич, люминесцентный кирпич, который естественным образом впитывает свет и отдает его в темноте, и многие другие.

Впервые слышу, что о кирпиче говорят в таких поэтичных терминах: звездное небо, Млечный Путь. Все-таки есть в этом что-то женское – видеть красоту в самых простых вещах. Насколько для тебя важна эта категория?

Красота очень важна для меня лично. Мне так интересно жить – создавать красоту и жить в ней. Но настоящая красота в моем понимании – это гармония внутреннего и внешнего: когда ты находишься во внешней красоте, внутри чтото меняется; и наоборот – когда внутри у тебя есть красота, ты наполняешь ей все вокруг. Красота в глазах смотрящего, безусловно. Но прежде всего она в руках делающего. Когда говорят, что может быть проще кирпича, я показываю потрясающие архитектурные работы, где с его использованием созданы шедевры. Творчество и способность создавать красоту – именно то, что отличает человека от других существ на Земле.
Женщине в России сложно построить карьеру? Были ситуации, когда тебе мешала твоя гендерная принадлежность?

Сказать, что мешала – нет. Скорее, вносила свою специфику во взаимоотношения. Я за проявления женственности во всем: в работе, в жизни. Мы обладаем той силой, которой не обладает мужчина. Женщина может выполнять роль мужчины, а мужчина не может полностью взять на себя роль женщины, как ни крути. Другой вопрос – а нужно ли демонстрировать все свои возможности? Я могу решить многие сложные ситуации на заводе, но в каких-то вопросах принципиально передаю инициативу мужчинам.

Что это тебе дает?

Это забота о себе, воспевание и трепетное отношение к своему внутреннему содержанию. Я бесконечно уважаю женщин, которые одним своим присутствием наполняют пространство созидательной энергией. У мужчин своя, властная харизма – сильного мужчину либо боятся, либо уважают. Женщина несет в себе другие смыслы.

Тогда зачем женщина надевает мужской костюм?

Потому что может. Это свобода ее выбора, ее проявления. Она надевает мужской костюм, не убивая тем самым женственность, а подчеркивая ее.