Что вообще мне известно о сказках? Я могу довольно точно пересказать по памяти десяток-другой, остальные — частично, урывками: что-то про Муху, где-то про Крокодила. Слово в слово воспроизвести возьмусь разве что Колобка. Но спасибо четырехлетней дочке, мой сказочный парк обновляется и дополняется ежедневно. Кстати, спросим ребенка, где живет сказка? Дочь отвечает в таком порядке: телевизор, ноутбук, планшет и телефон. Вот видите, даже младенец знает, что искать сказку надо не в повседневном окружении, а по ту сторону волшебного черного зеркала!
«Я учу своих сыновей верить в сказки», — говорит один мой знакомый, взрослый, солидный дядька, поздний родитель. Я поинтересовался, зачем, ведь, как мне кажется, это лишнее, бесполезное, а порой даже вредное умение, особенно для мальчиков. Жизнь, знаете ли, жестока к наивным, доверчивым людям. Знакомый пожал плечами, задумался. «Наверное, — сказал он, — тем самым я готовлю их к большей вере, чем эта — вере в Бога». Хм, сказка как зачаток веры для малышей, или вера в Бога как большая сказка длиною в жизнь. Мысль интересная, но, по мне, довольно запутанная.
Я отправился к главной сказочнице — моей маме. Она у меня боец и чемпион мира по многим единоборствам, в том числе и по сочинению сказок. Как-то раз мама на спор меньше чем за четверть часа придумала сказку, соответствующую всем известным канонам сказкосочинительства — там добро побеждало зло, хотя ему и пришлось несладко, было там и про дружбу, и про предательство, про героизм и падение нравов. Называлась она — «Сказка о слепом дожде». Разом мама убила двух зайцев — одолела спорщиков и подарила миру еще одну волшебную историю. Да, у мамы со сказками все стабильно хорошо.
Одна моя подруга-писательница, тоже из сказочниц, высказала такую мысль: «Создатели сказок — это маленькие сердитые боги. У них есть великолепная возможность сделать идеальным хотя бы созданный их воображением мир, но — нет, они этой привилегией пренебрегают. На свете нет ни одной сказки, в которой от начала до конца все было бы хорошо. Обязательно нужно сотворить со своими подопечными какую-нибудь пакость!»
Тут я возразил, что так и должно быть, и что если в сказке не будет чего-то плохого, то как тогда отличить хорошее. Иван-царевич не ходит за любовью в соседний подъезд — непременно за тридевять земель! Карлсон не живет в комфортном кондоминиуме — только на крыше, только хардкор! Русалочка не становится selfmade woman назло принцу! Страшила был мудрым, Трусливый Лев — храбрым, а Железный Дровосек — нежным, и шли они долгой и полной опасностей дорогой к великому волшебнику только потому, что по-другому в сказке невозможно существовать! Нормальная сказочная жизнь — жизнь на сопротивлении. На что сказочница ответила: «Но сказочников это никак не оправдывает».