Отправной точкой для обсуждения волны поп-феминизма стала футболка Dior с надписью We Should All Be Feminists («Мы все должны быть феминистками») в весенней коллекции 2017 года. Французский модный дом едва ли можно причислить к активистам движения за права женщин, но этот жест Dior стал толчком для многих более бюджетных марок одежды и выдал им индульгенцию на феминистскую символику. Так футболки, рубашки и белье с надписями Feminist и Girl Power появились в масс-маркете.
Вот только футболкам не удалось поменять бытующую идеологию — назвать себя словом на букву «Ф» по-прежнему страшно. Актриса Эмма Уотсон, которая в какой-то период даже готова была отказаться от своей актерской карьеры ради борьбы за гендерное равноправие, сказала в интервью Vanity Fair: «Я боялась таких слов, как „феминизм“, „патриархат“ и „империализм“. Но больше не боюсь».
Почему феминизм до сих пор работает как слово-триггер, хотя этому движению мы обязаны избирательными, трудовыми и репродуктивными правами, свободой перемещений и свободой выбора? Почему женщины высказываются в пользу равенства полов с оговоркой: «Я не феминистка, но…»?
Причина, как это часто бывает, в неудачном брендинге, а точнее — в необходимости ребрендинга. Как справедливо отмечают лингвисты, ключевая часть слова — «фемин» — акцентирует внимание на женском поле и как будто бы превозносит его над мужским.
На это накладываются фрагментарные образы абстрактных женщин, которые поджигают лифчики, громят здания и нападают на мужчин. При этом с феминизмом редко ассоциируют праздник 8 марта, который из дня борьбы за женские права превратился в день воспевания традиционной клишированной женственности. Незнание истории формирует искаженное представление о феминизме как о радикальном движении, цель которого — дать права одной группе людей и ущемить другую. Подобную идеологию феминизм никогда не продвигал. Более того, за последние десятилетия сторонницы движения стали выступать за равенство людей в принципе, независимо от их пола. Словарь Мерриам Вебстер определяет феминизм как «теорию о политическом, экономическом и социальном равенстве полов». Такую же трактовку использовала нигерийская писательница Чимаманда Нгози Адичи, фразу которой разместила на футболке компания Dior.
Критики движения в России поспорят и с этим, сказав, что конституционно в стране женщины и мужчины обладают равными правами. Формально — да, хотя есть особенности (например, обязательная служба в армии для мужчин или закон об охране труда, который не позволяет женщинам работать в некоторых сферах). Но в реальности все иначе.
Если посмотреть данные Росстата за 2016 год, то окажется, что в России вузы женщины заканчивают чаще, чем мужчины. При этом расхождение в зарплатах не в пользу женщин зарегистрировано практически во всех областях деятельности — от руководителей до продавцов и агрономов. В будни женщины и мужчины тратят примерно равное количество времени на работу, но при этом женщины в три раза больше времени посвящают домашнему хозяйству. В криминальной статистике также прослеживается очевидный гендерный перевес.